Бакелитовый лак: характеристики и сфера применения (+18 фото)

Бакелитовая фанера: размеры и описание, цена

Бакелитовая – морская или бакетализированная – фанера – это композитный строительный материал. Он представляет собой жесткие плиты, состоящие из нескольких слоев деревянного шпона, пропитанного специальными фенолформальдегидными смолами.

По плотности и свойствам этот полимерный состав похож на янтарь или эбонит. Фанера производится путем скрепления слоев шпона под высоким давлением. Готовый материал имеет высокую прочность, влагоотталкивающие качества, проявляет отличную износостойкость.

Это позволяет применять его в различных отраслях промышленности.

Марки и разновидности

В производстве бакелитовой фанеры используется шпон березы или сосны. В зависимости от состава смол и способов пропитки, выделяют несколько видов маркируемого готового материала:

  1. ФБС. Связующие смолы имеют спирторастворимые основания. Пропитка проводится методом полного погружения. Верхние слои – из шпона первого сорта. Фанера очень прочна.
  2. ФБС-1. Спирторастворимые смолы наносятся на листы шпона, содержание бакелита в толще фанеры меньше. Характеристики прочности такого материала тоже ниже.
  3. ФБС-1-А. У фанеры этой марки промазывается смолами часть листов, используется шпон только второго сорта. Наименее прочный материал.
  4. ФБВ. В составе фанеры присутствуют формальдегидные смолы на водорастворимой основе. Верхние слои пропитываются ими полностью, внутренние только промазываются. Такая фанера требует дополнительного покрытия при использовании на внешних поверхностях.
  5. ФБВ-1. Материал состоит из промазанных водорастворимыми смолами листов шпона. Не отличается высокой влагостойкостью, подходит только для внутренней отделки.

Для улучшения влагостойкости, биостойкости, и чтобы оградить от воздействия химических агентов, поверхность бакелитовой фанеры ламинируют с одной или обеих сторон. Полотно становится гладким. У разновидности «гладь-сетка» одна сторона имеет рифленую поверхность. Она используется там, где необходим противоскользящий эффект.

Технические характеристики

Бакелитизированная фанера имеет характерный темный красновато-коричневый оттенок. Готовый материал должен соответствовать стандартам ГОСТа 11539-83. Его сорт и марка впрессовываются производителем на листы вместе с логотипом.

Стандартные размеры листов бакелитовой фанеры:

  • 5770×1250 мм;
  • 2850×1250 мм;
  • 2500×1250 мм;
  • 2440×1220 мм;
  • 1500×3000 мм

Толщина плит составляет от 4 до 30 мм.

Плотность 1 м³ материала – около 1200 кг. Вес одного листа зависит от толщины плит: 7-миллиметровой – около 25 кг, 27-миллиметровой – почти 85 кг.

Прочность фанеры на статический изгиб: 78,5 МПа.

Предельная прочность на растяжение: около 73,5 МПа.

По прочности материал превышает самую плотную древесину, приближаясь к низколегированной стали.

Бакелитовая фанера проявляет хорошую огнестойкость: она выдерживает температуру до +350 °C, не поддерживает открытое горение, обугливаясь под воздействием пламени.

Обратите внимание

Материал устойчив к коррозии, не гниет, не деформируется, не вступает в реакцию с агрессивными химическими веществами, обладает диэлектрическим свойством.

Эксплуатироваться бакелитовая фанера может при окружающей температуре от –50 до +50 °C. Технические свойства материал сохраняет до 15 лет.

Преимущества и недостатки

Бакелитовый композит имеет множество преимуществ перед другими строительными и отделочными материалами, сочетая свойства натуральной древесины и высокопрочного пластика:

  • универсальность: из-за высокой прочности, водостойкости и огнеупорности может применяться во многих отраслях производства;
  • в ходе эксплуатации не повреждается вредными химическими соединениями: щелочами, горюче-смазочными материалами, керосином, спиртом;
  • экологическую безопасность: не выделяет в воздух токсичных примесей, может использоваться во внутренней отделке жилых помещений;
  • эстетичность, фанера не требует дополнительной отделки, за исключением особых случаев;
  • намного легче стали и других, сходных по прочности и износостойкости материалов.

Недостатков у бакелитовой фанеры немного, и все они относительны. К ним относятся:

  • большой удельный вес, по сравнению с другими композитами, содержащими древесину. Мебель и отделка из нее будут давить на опоры – это надо учитывать при использовании;
  • высокая цена – главный недостаток. Стоимость одного тонкого листа сорта ФБС-1 составляет не менее 2300 рублей, ФБС – от 3500 рублей и выше. Такие виды работ с его применением, как одноразовая опалубка, становятся просто нецелесообразными.

Этапы и особенности производства

Впервые бакелит стал применяться в производстве в первой половине XX века. Этот полимер, изобретенный американским химиком Хендриком Бакеландом, содержал формальдегид, фенол и связующий щелочной компонент.

Полимер прочно связывался с древесиной, придавая ей необходимые прочность, влагостойкость, способность противостоять открытому огню и другие ценные качества.

Структура волокон настолько менялась в одном составе с лаком, что готовый материал предлагали выделить в отдельный вид – дельта-древесину.

Производство бакелитовой фанеры включает несколько этапов:

  • погружение подготовленного шпона в емкости со смолой или промазывание пластификатором с обеих его сторон;
  • укладка пропитанных листов в стопку таким образом, что волокна каждого слоя оказываются перпендикулярны друг другу;
  • прессовка в камерах при температуре +270 °C под давлением в 4 МПа;
  • охлаждение;
  • дополнительная обработка поверхностей: шлифовка, ламинирование;
  • раскройка и нарезка плит по заданным параметрам.

Применение

Физико-технические параметры бакетализированной фанеры исключительные. Сфера ее применения широка:

  1. Строительная отрасль. Из материала возводят плавучие доки, шлюзы, гидрозатворы, используют его для многоразовой опалубки, стеновых перегородок, навесов. Из бакелитовой фанеры возводят легкие постройки, кладовые, садовые домики. В регионах с теплым климатом из нее строят стены жилых домов. Возможно применение для внутренней отделки жилых помещений – потолков, стен и пола. Бакелитовый материал – оправданный выбор в жарком влажном климате, в регионах с частыми осадками и большими сезонными перепадами температур.
  2. Машиностроение и автомобилестроение. Из плит сооружают кабины, фургоны, полы, используют для внутренней обшивки салонов авто, различных механизмов.
  3. Кораблестроение. Не зря этот вид фанеры называют еще и морским. Бакелит, которым пропитывается шпон, выдерживает длительное воздействие соленой и пресной водой. Материал применяют для обшивки палуб судов, постройки лодок и легких катеров.
  4. Фанера хорошо подходит для изготовления стендов, декораций, технических моделей, различных наглядных пособий.

От чего зависит цена

Стоимость готового материала складывается из многих параметров. Среди них:

  1. Марка фанеры. Спирторастворимые смолы, применяемые в сортах ФБС, стоят дороже. Высоко ценится и березовый шпон в составе плит. Дешевле остальных обойдутся сорта ФБС-1-А и ФБВ-1, где применяют древесину второго сорта, промазывая, а не пропитывая её бакелитом.
  2. Формат листов. От толщины и размера стоимость фанеры зависит напрямую. Дороже обойдутся полотна в 27, 30 мм, имеющие такие параметры.
  3. Страна-производитель. Материал российского производства будет отличаться по цене от китайской, максимально удешевленной фанеры.
Размер Цена за лист (руб.)
2440х1220х7 2085 – 2710
2440х1220х10 2975 – 3840
2440х1220х12 3570 – 4590
2440х1220х15 4465 – 5680
2440х1220х18 5360 – 6780
2440х1220х21 6250 – 7910

Расчет конечной стоимости необходимо делать с учетом требуемых качеств материала. Для внутренней отделки стен комнат могут подойти тонкие листы с умеренной влагостойкостью и устойчивостью к ударным нагрузкам. Для наружных работ или самостоятельной постройки лодки лучше предпочесть высококачественные толстые плиты, чтобы обеспечить максимальный срок эксплуатации.

Источник: https://derevo-s.ru/material/stroitelnye/bakelitovaya-fanera

Электроизоляционный лак – виды, свойства и применение

Все лакокрасочные материалы с электроизоляционными качествами можно поделить на такие группы: пропиточные, покровные, склеивающие. Например, электроизоляционный лак МЛ 92, № 318 и ряд других используются больше в качестве защитной пропитки. Кроме того, МЛ 92 и 318 используют для обработки обмоток электрических машин, аппаратов, трансформаторов, отдельных электроизоляционных деталей.

Предназначение

  1. Пропиточные. Применяются как соединительное средство витков обмотки между собой, в том числе и для уменьшения пористости в изоляции обмоток. Раствор, проникая в поры, заполняет пространство, тем самым придавая элементам влагоотталкивающие свойства.

    Повышается электроизоляционная прочность, улучшается электропроводимость.

  2. Покровные. Применяются как дополнительное защитное покрытие на уже пропитанных влагостойких или маслостойких поверхностях. Растворы такого характера еще используются для изоляции листов электротехнической стали в магнитопроводах.

  3. Клеящие. Из названия группы становится понятным основное назначение веществ – склеивание между собой отдельных электроизоляционных элементов, например, листочков слюды, керамики, пластмасс и так далее. Одна из важных характеристик – высокие адгезивные свойства раствора.

Классификация электроизоляционных лаков включает распределение не только по назначению, но и по другим параметрам:

  • по способу просушки: холодная (в естественных условиях) и горячая (под действием высоких температур – более 100 градусов Цельсия);
  • по основе: смоляные, масляные, масляно-битумные, эфироцеллюлозные.

Характеристики лака МЛ 92

МЛ 92 с электроизоляционными свойствами – это жидкая по консистенции смесь глифталевого лака с добавлением меламино-формальдегидной смолы.

В качестве разбавителя выступают органические растворители. Обычно раствор продается в готовом для использования виде.

Но для уменьшения вязкости субстанции допускается разбавление толуолом, ксилолом или смесью этих веществ с Уайт-спиритом.

После полимеризации на обработанной поверхности образуется блестящая однородная защитная пленка коричневатого оттенка. Предположительный расход вещества – 40-50 г на квадратный метр.

Время полимеризации однослойной лакировки – 60 минут в условиях высокого температурного режима +105-110.

При многослойной пропитке в тех же условиях сушки (или на 10 градусов выше) отверждение наступит примерно через 16 часов.

Важными техническими характеристиками МЛ 92 являются показатели электрической прочности и удельного объемного электросопротивления покрытия:

  1. Электрическая прочность, МВ/м:
  • при +18-22°С – от 70;
  • при +128-132°С – от 40;
  • после намокания в течение суток при +18-22°С – от 30;
  1. Удельное объемное электрическое сопротивление:
  • при +18-22°С – от 1.E+12 Ом.*м;
  • при +128-132°С – от 1.E+9 Ом.*м;
  • после намокания в течение суток при +18-22°С – от 5.E+10 Ом.*м.

Состав и технические характеристики лака 318

Масляно-битумный лак 318 образует на поверхности защитную пленку черного цвета. Применяется для пропитки при ремонте электрических машин низкого напряжения. Содержит органические растворители. Разбавляется Уайт-спиритом и сольвент-нафтой.

Рекомендованный режим сушки – печной (горячий) при температуре от +105 градусов Цельсия.

Из явных достоинств масляно-битумного лака 318 с электроизоляционными свойствами следует выделить:

  • повышенную влагостойкость;
  • нагревостойкость класса А.

Однако лак 318 слабо устойчив к влиянию технических (трансформаторных) масел, способен к растворению.

Акриловый лак с изоляционными свойствами

Если вы ищите вещество с высокими диэлектрическими характеристиками, можно попробовать акриловый изоляционный лак. Он также применяется для защиты от коррозийных процессов и атмосферных явлений обмоток двигателей и трансформаторов, а также для печатных плат.

Сохнет довольно быстро. Образует прозрачную защитную пленку, достаточно прочную и устойчивую к различным влияниям. Из несомненных преимуществ раствора выделим:

  • влагостойкость;
  • грязестойкость;
  • защита от окислительных реакций;
  • химическая инертность;
  • высокие диэлектрические способности;
  • широкий диапазон рабочей температуры – от -70°С до +100°С.

Электроизоляционные лаки и другие аналогичные средства нужны для того, чтобы безопасно и эффективно использовать электрооборудование различной комплектации.

Особенно, если такие устройства работают в автоматическом режиме и выполняют важные технологические функции (на производстве, в быту).

Источник: https://kraska.guru/laki/vidy-lakov/elektroizolyacionnyj.html

Что такое фанера бакелитовая

Фанера бакелитовая влагостойкая – уникальный по своим свойствам строительный материал.

Она изготавливается под воздействием высокой температуры и давления из берёзового или соснового шпона и покрывается спиртовым раствором фенол-формальдегидной смолы (бакелитовым лаком).

От других видов фанеры отличается повышенной устойчивостью к влаге, огню, химическим веществам, перепадам температур. При эксплуатации полностью сохраняет свои свойства в течение 10 лет, что обуславливает её широкое применение в различных отраслях промышленности.

Производство и маркировка бакелитовой фанеры

Процесс изготовления листов этого материала, имеющего множество названий (дельта-древесина, бакфанера, морская, судовая, корабельная, ДСП-10, бакелизированная, древесно-слоистый пластик), включает в себя этапы:

  1. пропитка шпона крезоло- или фенол-формальдегидной смолой;
  2. прессование и склеивание пластин при давлении 6 атм. (607,95 кПа) и температуре 270°С;
  3. покрытие готовых листов бакелитовым лаком.

На рынке стройматериалов бакфанера представлена марками ФБВ, ФБВ 1, ФБС, ФБС 1, ФБС А, ФБС 1А.

Маркировка отражает следующие моменты:

  • * Ф – фанера;
  • * Б – бакелитовое покрытие;
  • * В – в процессе пропитки шпона использована водорастворимая смола;
  • * С – шпон пропитан спирторастворимой смолой;
  • * 1 – пропитаны все слои шпона;
  • * отсутствие цифры – пропитаны только наружные пластины;
  • * А – фанера предназначена для применения в автомобилестроении.

Марки бакелизированнои фанеры

Марки фанеры Характеристика марки Область применения
ФБС Наружные слои фанеры пропитываются фенолформальдегидной спирторастворимой смолой. На внутренние слои смола не наносится Для изготовления конструкций в машиностроении, автомобилестроении, строительстве и судостроении, работающих в атмосферных условиях
ФБС1 На наружные и внутренние слои фанеры наносится фенолформальдегидная спирторастворимая смола
ФБВ Наружные слои фанеры пропитываются фенолформальдегидной водорастворимой смолой. На внутренние слои фанеры смола наносится Для изготовления внутренних конструкций, применяемых в машиностроении, автомобиле­строении и судостроении. При защите наружных поверхностными лакокрасочными покрытиями
ФБВ1 На наружные и внутренние слои наносится фенол-формальдегидная водорастворимая смола Для изготовления конструкций, работающих в атмосферных условиях
ФБС-А На наружные и внутренние слои фанеры наносится фенолформальдегидная спирторастворимая смола
ФБС1 – А На наружные и внутренние слои фанеры (кроме двух поперечных слоев, расположенных симметрично от центрального) наносится фенолформальдегидная Для изготовления внутренних конструкции, применяемых в автомобилестроении

Так, бакелитовая фанера ФБС – это стройматериал, изготовленный из шпона, наружные слои которого пропитаны спирторастворимой смолой. Для производства автомобилей она не подходит.

Свойства фанеры с бакелитовым покрытием

Цена бакелизированной фанеры по сравнению с другими её разновидностями довольно высока (от 1900 руб. за 1 лист), но она вполне оправдывается характеристиками этого материала:

  • плотность 1200 кг/куб. м, что сравнимо с плотностью щебня и керамзитобетона (для примера: плотность древесины берёзы – 650 кг/куб. м, ясеня – 750 кг/куб. м);
  • высокая сопротивляемость воздействию слабых кислот, горюче-смазочных материалов (бензина и т.д.), щелочей, воды (в т.ч. морской);
  • отсутствие воспламенения, при температуре окружающей среды свыше 350°С бакфанера начинает обугливаться, но не возгорается;
  • температура эксплуатации – от –50°С до 50°С;
  • не подвергается коррозии и появлению грибка;
  • благодаря колоссальной износостойкости срок службы может достигать 15 лет;
  • экологичность, т.к. в процессе производства не используются токсические вещества.

Деревообрабатывающая промышленность выпускает листы бакфанеры различных размеров квадратной и прямоугольной формы. Длина одного листа составляет от 1220 до 5700 мм, ширина – от 1220 до 1550 мм. Толщина варьируется от 5 до 40 мм.

Физико-механические показатели бакелизированнои фанеры

Наименование показателя Толщина фанеры, мм Значение для марок
ФБС повышенной прочности ФБС ФБВ, ФБС-А ФБС1, ФБВ1, ФБС1-А
1.Предел прочности прирастяжении вдоль волокон наружных слоёв фанеры, МПа, не менее 5;7 88 88 78,5 59
10; 12 73,5 73,5
14;16;18 68,5 68,5
2. Предел прочности при статическом изгибе, МПа, не менее
поперёк волокон наружных слоев 7 78,5 78,5 63,5
10;12 80 78,5 68,5
14; 16; 18 90 88,2 78,5
вдоль волокон наружных слоев 10; 12 117,5 117,5 108 88
14;16;18 108 108 98 78,5
3. Предел прочности при скалывании по клеевому слою после кипячения в воде в течение 1 ч, МПа, не менее 5-18 1,76 1,76 1,47 1,47
4. Влажность, % 5-7 6 + 2
10-18 8 + 2
5. Плотность кг/м2, не более 5-18 1200

Применение бакелизированной фанеры во время войны

Узнать и в полной мере оценить, что такое фанера бакелитовая, люди смогли во время Великой Отечественной войны.

В 1940-е годы остро стоял вопрос дефицита конструкционных сплавов для сборки военных самолетов, и дельта-древесина – изобретение Якова Аврасина – стала незаменимой.

Важно

Из нее под руководством Владимира Горбунова были построены скоростные истребители ЛаГГ-1 и ЛаГГ-3, а также изготавливались части крыльев и фюзеляжа для самолетов Ил и Як.

Идея сразу была подхвачена японцами. Легенды о самолетах из фанеры, на которых японские камикадзе атаковали американскую военно-морскую базу Пёрл – Харбор, имеют под собой вполне реальное основание.

Применение бакфанеры в настоящее время

С окончанием войны дельта-древесина перестала быть востребованной в авиации и заняла другие ниши строительной сферы. Некоторые названия этого материала сами говорят о его предназначении: фанера корабельная, морская, судовая. Фанера водостойкая бакелитовая широко используется в судостроении для обшивки корпусов яхт, лодок, катеров.

В грузовом автомобилестроении бакфанера служит материалом для изготовления открытых бортовых кузовов, контейнеров, трейлеров.

Находит она применение в строительстве гидротехнических сооружений – шлюзов, гидравлических затворов и подобных им конструкций.

В гражданском и промышленном строительстве бакелитовая фанера используется для сооружения настилов, перегородок, навесов, арок, ниш, основы для перекрытий, обрешётки крыш, опалубки для наращивания строительных элементов (колонн, армированных плит и др.), облицовки стен пищеблоков и санитарных зон.

Из этого прочного и надёжного материала производятся предметы мебели, а также рекламные щиты и стенды.

Впрочем, окончательно авиацию дельта-древесина не покинула. По сей день, любители планерного спорта применяют её для сооружения безмоторных летательных аппаратов – планёров.

Источник: http://wood-prom.ru/clauses/produkty-iz-drevesiny/chto-takoe-fanera-bakelitovaya

Что такое бакелитовая фанера, ее особенности и применение

Бакелитовая (бакелизированная, «морская») фанера – строительный материал многослойного типа, получаемый из березового шпона, скрепляемого между собой при помощи специальных фенолформальдегидных смол с термической активностью. Имеет особо высокую прочность и износостойкость.

Такие исключительные качества, сравнимые данный тип фанеры приобретает в результате особой обработки, заключающейся в пропитывании внутренних и наружных слоев шпона бакелитовым лаком.

Материал, получаемый данным способом, обладает улучшенной влагостойкостью и высокими прочностными характеристиками.

Совет

Фанера, которую часто называют «морской», может эксплуатироваться в температурном режиме от -50 до +50 С ⁰. Она не гниет, не поражается грибками и бактериями, что позволяет применять ее в странах с жарким климатом (тропиках и субтропиках) и в прибрежных зонах. Продолжительность эксплуатации – около 15 лет.

Современная промышленность выпускает две марки бакелитовой фанеры: ФБС и ФБВ, изготовленную на основе смол водорастворимого типа. В свою очередь, они также делятся на несколько основных видов: ФБС, ФБС – 1, ФБС – 1А, ФБВ, ФБВ -1.

При этом буква «А» в маркировке материала обозначает возможность его использования для производства внутренних работ, «В» — содержание в составе фанеры водорастворимых смол, «С» — спирторастворимых.

Для достижения лучшей прочности и стойкости к различным видам механического, бактериологического и химического воздействия бакелитовая фанера подвергается ламинированию.

Техническое описание и область применения бакелитовой фанеры вышеуказанных марок представлены в таблице:

Марка Описание Варианты использования
ФБС Все слои шпона пропитаны смолой спирторастворимого типа на основе фенолформальдегида. На изготовление наружных слоев идет шпон 1 сорта, внутренних — 2-го. Имеет высокую прочность. Не горюча. Конструирование автомобилей, машин, судов, строительство. Внутренние работы.
ФБС-1 Прочность материала – более низкая. Нанесение смолы производится на все слои шпона методом промазывания. Конструирование автомобилей, машин, судов, строительство.Внутренние работы.
ФБС -1А Спирторастворимой смолой промазываются все слои шпона, кроме поперечных. Полностью изготовлена из шпона 2 сорта. Имеет самую низкую цену и слабую стойкость к сложным метеоусловиям. Внутренние работы.
ФБВ Водорастворимая смола пропитывает внешние слои шпона, внутренние – только промазываются. Конструкционные части машин и агрегатов в машиностроении. Использование в наружных условиях только после дополнительной защиты лакокрасочными изделиями.
ФБВ -1 Все слои шпона промазываются формальдегидной смолой водорастворимого типа. Конструкционные части машин и агрегатов в машиностроении. Использование в наружных условиях только после дополнительной защиты лакокрасочными изделиями.

Ламинированная бакелитовая фанера имеет очень гладкую, глянцевую, твердую поверхность. За ней легко ухаживать, она очень прочна и не токсична.

Может быть гладкой с обеих сторон или гладкой с одной стороны (с другой – сетка).

Разновидность последнего типа (с поверхностью гладь-сетка), именуемая транспортной фанерой, применяется для изготовления противоскользящих полов в кузовах грузовых авто.

Фото бакелитовой фанеры

Свойства и технические характеристики

Отличить бакелизированную фанеру от обычной можно по цвету: он немного темнее, с красно-коричневым оттенком.

Стандартные параметры материала:

  • Размеры — 5700х1250 мм, 2850х1250, 2500х1250 мм, 2440х1220 мм.
  • Толщина — 7, 10, 12, 15, 18, 21, 24, 27, мм.
  • Плотность материала — 1200 кг/м3.
  • Предел прочности при растяжении вдоль волокон — 73,5 мПа.
  • Прочность на статический изгиб – 78,5 мПа.
  • Стандартные параметры ламинированной фанеры — 1220х2440 мм, 1250х2500 мм, 1500х3000 мм.
  • Толщина листов: 4, 6, 9, 12, 15, 18, 21, 24, 27, 30 мм.
  • Ширина полос шпона: не менее 200 мм. Для марки ФБС – не менее 400 мм.

Одним из главных достоинств бакелитовой фанеры является ее высокая прочность, сравнимая с крепостью высококачественной легированной стали. Кроме того, этот материал обладает и другими положительными свойствами.

К ним относятся:

  • Высокая влагостойкость.
  • Долговечность.
  • Не подверженность расслаиванию в процессе эксплуатации.
  • Огнеупорность. При значительном превышении температуры (до 350 С⁰) она обугливается и не поддерживает горение. При этом дым, возникающий в процессе тления, не имеет выраженного удушающего и токсического действия.
  • Хорошая сопротивляемость бактериологическому и химическому воздействию (не боится керосина, морской воды, слабых кислот, щелочей, бензина, не повреждается грибком и плесенью).
  • Экологическая безопасность.

То есть, оценивая этот материал по пятибалльной шкале, можно присвоить ему «пятерки» в области качества, надежности и практичности. Кроме того, он достоин оценки «отлично» за простоту и удобство в работе с ним. Единственное, за что можно немного снизить баллы при оценке фанеры бакелитового типа – ее высокая стоимость.

Этапы и особенности производства

Компонент «бакелит», использующийся при производстве бакелитовой фанеры, был изобретен в начале 20-го века американским химиком, Лео Хендриком Бакеландом, получившим его из фенола и формальдегида с добавлением конденсирующих веществ щелочного типа.

Этот полимер стал первым пластиком, способным эксплуатироваться при высокой температуре. Кроме того, он имел диэлектрические свойства и не растворялся в воде. Затем бакелит стал использоваться в качестве одного из основных компонентов для производства фанеры особого сорта. На ее изготовление шел шпон березы, пропитываемый или промазываемый фенолформальдегидными смолами.

Сегодня технология производства данного материала состоит из нескольких этапов:

  • В зависимости от сорта и марки конечного продукта шпон полностью погружается в смолу или смазывается ей с обеих сторон.
  • Слои шпона укладываются перпендикулярно по отношению друг к другу и подвергаются прессовке при давлении до 4 мПа.
  • Находясь под давлением в прессе, фанера охлаждается до нужной температуры, после чего, при необходимости, проходит дополнительную обработку (ламинирование, шлифование и т.д.) и раскраивается по заданным стандартам.

Благодаря своим исключительным физико-техническим параметрам бакелитовая фанера находит применение в различных промышленных отраслях, включая:

  • Строительство. Из нее изготавливают плавучие доки, гидрозатворы и шлюзы, делают опалубку многоразового использования, а также навесы, перегородки и другие малые и большие архитектурные формы в сочетании с другими видами фанеры, например с гибкой или шпонированной.
  • Автомобилестроение. Этот материал используется для обшивки полов транспортных средств различного назначения, из него делают фургоны авто и т.д.
  • Строительство судов. Она идет на обшивку палуб и изготовление морских контейнеров.
  • Машиностроение. Из фанеры данного типа изготавливают внутренние части различных механизированных конструкций.

Постройка лодки из фанеры за 2 недели:

Этот материал очень хорошо зарекомендовал себя при возведении легких конструкций, например, летних садовых домиков и, так называемых, «времянок». Также он может использоваться для внутренней и наружной отделки домов.

Таким образом, подводя итог, можно заметить, что бакелитовая фанера идеальна для применения в «сложных условиях», связанных с повышенной влажностью, высокой температурой и эксплуатацией конструкций в агрессивных средах. Поэтому чаще всего она используется в странах с жарким влажным климатом.

Учитывая высокую стоимость этого материала, его нецелесообразно использовать в повседневной жизни (создание опалубки из бакелитовой фанеры, несмотря на все ее достоинства и положительные качества – это все-таки скорее роскошь, чем практическая находка), а вот для таких исключительных случаев, как сооружение лодки или катера он подойдет оптимальным образом.

Источник: http://stroyres.net/lesnye-materialy/fanera/bakelitovaya-ee-osobennosti-i-primenenie.html

Характеристики бакелитовой фанеры и деление на сорта

Бакелизированная фанера – это строительный материал, состоящий из слоев шпона лиственных пород, склеенных между собой бакелитовым лаком — специальной фенолформальдегидной термоактивной смолой.

  В процессе пропитки и прессования слоев, давление повышают до 6 атмосфер, а температуру — до 270 С ⁰.

В итоге, фанера получается огнеупорная, влагостойкая и сопоставимая по прочности с низколегированной сталью.

Такие исключительные качества этого строительного материала позволяют использовать его во многих областях производства: судостроение, автомобильной промышленности, а также в профессиональном и частном строительстве.

Пачка листов бакелитовой фанеры огнеупорной и влагостойкой

Технические характеристики

Если говорить о характеристиках бакелизированной (бакелитовой) фанеры, то мы можем особо выделить следующие:

  • Прочность – вдвое превышает по показателям обычную древесину;
  • Водостойкость – можно использовать в судостроении, машиностроении и т.д.;
  • Легкость (по сравнению с другими стройматериалами);
  • Устойчивость к коррозии;
  • Огнестойкость – при температуре более 350 С ⁰ всего лишь обугливается и дым не токсичен;
  • Устойчивость к перепадам температуры в пределах 100 градусов (от -50 до +50 С ⁰);
  • Устойчива к явлениям окружающей среды – грибки, микроорганизмы, влажный/жаркий климат, а также – к действию многих щелочей, кислот, соленой воды и т.д.;
  • Износостойкость – сохраняет свои свойства не менее 10 лет.

Для усиления всех перечисленных качеств, производится ламинированная бакелизированная фанера, которая имеет глянцевую поверхность с обеих сторон или с одной стороны (чтобы можно было применять ее на объектах, где нужно уменьшить скольжение).

Ламинированная бакелизированная фанера имеет глянцевую поверхность с обеих сторон

Приведем таблицу параметров продукта, выпускаемого российскими производителями:

Длина х Ширина листа, мм 5700х12502850х12502500х12502440х1220
Толщина, мм 7, 10, 12, 15, 18, 21, 24, 27

При этом, ламинированная имеет другие характеристики:

Длина х Ширина, мм 2440х1220 2500х1250 3000х1500
Толщина листа, мм 4, 6, 9, 12, 15, 18, 21, 24, 27, 30

Влажность бакелизированной древесины зависит от толщины: при толщине 5-7 мм – 6%, 10-18 мм – 8%.

Бакелитовой фанерой застилают полы в фургонах

Вес определяют исходя из средней плотности 1217 кг/м3:

Толщина листа, в мм Вес одного листа, кг
7 25
10 35,6
12 42,8
15 54,54
18 64,17
21 75
24 85

Т.к. каждый лист имеет определенный объем, вес бакелитовой фанеры относительно ее плотности очень важен, и, если знать плотность, то можно легко подобрать правильную марку и толщину изделия.

Сорта и марки

Бакелитовая фанера имеет два сорта — в зависимости от смолы, которой пропитывают древесину:

  • Фанера бакелизированная марки ФБС содержит спирторастворимые смолы (буква С);
  • Фанера бакелизированная марки ФБВ содержит водорастворимые смолы (буква В).

Бакелитовая фанера широко используется в строительстве при изготовлении опалубки

Чтобы наглядно показать способы применения различных подвидов, используем таблицу (марки указаны по порядку: от самой высококачественной до стандартной):

Марка Характеристики Применение
ФБС Все слои шпона пропитаны полностью. Не допустимы сколы, вмятины или непроклеенные участки. Строительство судов, автомобилей,стадионов, портов и других сооружений специального назначения, где требуется легкость и, одновременно, высочайшая прочность и устойчивость к проявлениям внешней среды.
ФБС-1 Смола наносится не пропитыванием, а промазыванием, поэтому прочность ниже. Строительство подиумов, сцен, торговых центров, небольших судов, автомобилей и др.
ФБС-1А Промазаны только продольные слои; слабая устойчивость к воздействию окружающей среды; преимуществом является цена. Работы отделочного характера.
ФБВ Полная пропитка внешних слоев, внутренние слои только промазываются. Слабая водонепроницаемость и устойчивость к условиям внешней среды. Агрегаты и соединения внутри машин, внутренняя отделка зданий, в наружных работах возможно использование только после доп. обработки специальными средствами.
ФБВ-1 Слои древесины только промазываются, без использования процесса пропитки. Рекомендуется использовать только как прочный материал, не предназначенный для использования в наружных работах, и без дополнительных требований стойкости к условиям окружающей среды.

Стоит отметить, что, несмотря на различные свойства, все сорта и марки бакелитовой фанеры соответствуют ГОСТ 11539-83 и подлежат обязательной проверке качества при производстве и выпуске продукции, а также, сертификации производителем.

Чтобы у покупателя не осталось никаких сомнений в качестве изделия, на производстве каждый лист маркируется – впрессовывается этикетка завода-изготовителя, а также обозначения сорта и вида.

Гарантийный срок бакелитовой фанеры — не менее 5 лет.

От чего зависит цена

Цена на бакелизированную фанеру, благодаря ее исключительным качествам, гораздо выше, чем на обычную, но, как советуют профессионалы, лучше использовать именно ее.

Производители бакелитовой фанеры в России, при формировании цены, прежде всего, ориентируются на:

  • Марку (т.к. применяются разные виды смол);
  • Надежность используемого в производстве шпона, и его обработки;
  • Толщину листа фанеры и формат: чем больше, тем дороже.

Но, всегда можно найти оптимальное соотношение цены и качества, например, покупка более толстого листа обойдется дешевле, чем два тонких.

Применение

Бакелизированная фанера незаменима при строительстве лодок, яхт, морских контейнеров, обшивки судов. Также, легко может применяться в портах, доках, при строительстве стадионов, сцен, автомобильных подиумов. Особо можно отметить применение во внешней и внутренней отделке промышленных объектов, зданий заводов, торговых центров, частных домов, особенно в неблагоприятном климате.

Влагостойкую бакелитовую фанеру применяют при строительстве лодок и яхт

Очень популярна бакелитовая фанера для производства фургонов, обшивки полов в транспортных средствах, а также, для строительства садовых домиков, летних кухонь, «времянок».

Имея столько необыкновенных качеств, влагостойкая бакелитовая фанера может использоваться везде, где требуются такие свойства материала, как легкость, прочность, устойчивость к внешним условиям окружающей среды. Единственный недостаток – достаточно высокая цена, поэтому стоит продумать заранее — действительно ли необходимо использовать именно бакелизированную фанеру, а после, тщательно распланировать расходы.

(7

Источник: https://polodon.ru/derevyannyj-pol/bakelitovaya-fanera/

Бакелитовая фанера: особенности и области применения

Что такое бакелитовая фанера? Какие свойства ее отличают? Для чего используется? Для украинского потребителя материал почти мифологический. На строительных форумах ведутся дискуссии, какого цвета «настоящая» бакелизированая фанера и есть ли она на нашем рынке вообще.

Бакелитовая фанера – это материал, который сломает ваши представления о фанере как о легком и недолговечном материале – по прочности она почти равна низкогелированой стали. Другое название – дельта-древесина. Что это за материал?

Бакелизированая фанера – это уникальный материал для конструирования, получаемый в процессе пластификации шпона путем пропитывания водо- или спирторастворимыми смолами (крезолоформальдегидной, фенолоформальдегидной).

После пропитки в температуре +270 градусов С под давлением 6 атмосфер материал прессуют и склеивают. Бакелизированая фанера прессуется из березового, соснового шпона.

По весу она тяжелее древесины, но вдвое превышает показатель прочности.

Обратите внимание

Изобретение бакелитовой фанеры принадлежит Аврасину Я.Д. в 1940х гг. В то время был дефицит конструкционных сплавов и перебои с поставками древесины для авиаконструирования и дельта – древесина отлично подходила для нужд авиации.

Из дельта-древесины полностью был построен конструктором В.П.Горбуновым истребитель И-22. Из того же материала были построены самолеты японских летчиков камикадзе: их использовали в битве при Перл Харбор. Отсюда и легенды о фанерных самолетах.

Свойства бакелитовой фанеры

Бакелитовая фанера водостойкая, огнеупорная, сохраняет неизменные свойства до 10 лет. Материал устойчив к температурным перепадам в диапазоне 100 градусов (от – 50 С). Хорошие показатели сопротивляемости агрессивной среде (фанера устойчива к воздействию слабых кислот, бензину, керосину, щелочей). При температуре горения от 350 градусов начинает обугливаться, но не воспламеняется.

Параметры фанеры

Аббревиатура ФБВ в марке бакелитовой фанеры указывает на то, что пропитка листа – водорастворимая смола, а ФБС – спирторастворимая. Буква «Б» в аббревиатуре означает бакелит. Выпускают листы 2850 Х 1250, 5700 Х 1250, толщиною 5мм, 7мм, 10мм, 12мм, 14мм, 16мм, 18мм, 20мм, 25мм, 30мм, 36мм, 40мм.

Выпускают бакелитовую фанеру таких марок: ФБС А, ФБС 1-А, ФБС 1, ФБВ, ФБВ 1.

Применение бакелитовой фанеры

Применяют эту фанеру в автомобилестроении, судостроении, машиностроении и строительстве. Для щитов опалубки этот материал используют в основном строительные фирмы для монолитных зданий.

Такая опалубка долговечна и не поддается деформации.

Бакелизированая фанера достаточно дорогой материал, поэтому основное применение он находит в промышленном производстве и профессиональном строительстве.

Источник: http://budmaydan.com/dom/bakelitovaya-fanera-osobennosti-i-oblasti-primeneniya/

Фанера бакелизированная

  • Все слои фанеры ФБВ пропитаны фенолоформальдегидной водорастворимой смолой.
  • Все слои фанеры ФБВ пропитаны фенолоформальдегидной водорастворимой смолой.
  • Все слои фанеры ФБВ пропитаны фенолоформальдегидной водорастворимой смолой.
  • Все слои фанеры ФБВ пропитаны фенолоформальдегидной водорастворимой смолой.
  • Все слои фанеры ФБВ пропитаны фенолоформальдегидной водорастворимой смолой.
  • Все слои фанеры ФБВ пропитаны фенолоформальдегидной водорастворимой смолой.
  • Внешние слои фанеры ФБС-1-А-Т пропитаны спирторастворимой смолой, внутренние через один – водорастворимой смолой.
  • Внешние слои фанеры ФБС-1-А-Т пропитаны спирторастворимой смолой, внутренние через один – водорастворимой смолой.
  • Внешние слои фанеры ФБС-1-А-Т пропитаны спирторастворимой смолой, внутренние через один – водорастворимой смолой.
  • Внешние слои фанеры ФБС-1-А-Т пропитаны спирторастворимой смолой, внутренние через один – водорастворимой смолой.
  • Внешние слои фанеры ФБС-1-А-Т пропитаны спирторастворимой смолой, внутренние через один – водорастворимой смолой.
  • Внешние слои фанеры ФБС-1-А-Т пропитаны спирторастворимой смолой, внутренние через один – водорастворимой смолой.
  • Внешние слои фанеры ФБС-1-А-Т пропитаны спирторастворимой смолой, внутренние через один – водорастворимой смолой.
  • Внешние слои фанеры ФБС-1-А-Т пропитаны спирторастворимой смолой, внутренние через один – водорастворимой смолой.
  • Внешние слои фанеры ФБС-1-А-Т пропитаны спирторастворимой смолой, внутренние через один – водорастворимой смолой.
  • Внешние слои фанеры ФБС-1-А-Т пропитаны спирторастворимой смолой, внутренние через один – водорастворимой смолой.
  • Внешние слои фанеры ФБС-1-А-Т пропитаны спирторастворимой смолой, внутренние через один – водорастворимой смолой.
  • Бакфанера, она же бакелитовая или “морская” фанера, пропитана бакелитовым лаком, отличается высокой плотностью и стойкостью к агрессивным средам, в т.ч. к морской воде. П редставлена в толщинах: 10, 12, 15, 18, 21,…
  • Бакфанера, она же бакелитовая или “морская” фанера, пропитана бакелитовым лаком, отличается высокой плотностью и стойкостью к агрессивным средам, в т.ч. к морской воде. П редставлена в толщинах: 10, 12, 15, 18, 21,…
  • Бакфанера, она же бакелитовая или “морская” фанера, пропитана бакелитовым лаком, отличается высокой плотностью и стойкостью к агрессивным средам, в т.ч. к морской воде. П редставлена в толщинах: 10, 12, 15, 18, 21,…
  • Бакфанера, она же бакелитовая или “морская” фанера, пропитана бакелитовым лаком, отличается высокой плотностью и стойкостью к агрессивным средам, в т.ч. к морской воде. П редставлена в толщинах: 10, 12, 15, 18, 21,…
  • Бакфанера, она же бакелитовая или “морская” фанера, пропитана бакелитовым лаком, отличается высокой плотностью и стойкостью к агрессивным средам, в т.ч. к морской воде. П редставлена в толщинах: 10, 12, 15, 18, 21,…
  • Бакфанера, она же бакелитовая или “морская” фанера, пропитана бакелитовым лаком, отличается высокой плотностью и стойкостью к агрессивным средам, в т.ч. к морской воде. П редставлена в толщинах: 10, 12, 15, 18, 21,…
  • Бакфанера, она же бакелитовая или “морская” фанера, пропитана бакелитовым лаком, отличается высокой плотностью и стойкостью к агрессивным средам, в т.ч. к морской воде. П редставлена в толщинах: 10, 12, 15, 18, 21,…
  • Бакфанера, она же бакелитовая или “морская” фанера, пропитана бакелитовым лаком, отличается высокой плотностью и стойкостью к агрессивным средам, в т.ч. к морской воде. П редставлена в толщинах: 10, 12, 15, 18, 21,…
  • Бакфанера, она же бакелитовая или “морская” фанера, пропитана бакелитовым лаком, отличается высокой плотностью и стойкостью к агрессивным средам, в т.ч. к морской воде. П редставлена в толщинах: 10, 12, 15, 18, 21,…

Бакелизированная фанера (другие названия: бакфанера, бакелитовая фанера, морская, корабельная, судовая, древесно-слоистый пластик, дельта-древесина, ДСП-10) – конструкционный материал, получаемый под воздействием высокой температуры и высокого давления пропитывается специальным бакелитовым лаком, за счет чего является влагостойким (водостойким) материалом. По сути – это самая влагостойкая фанера из всех существующих ее видов.

Бакелизированная фанера обладает высокими показателями физико-механических свойств, благодаря которым применяется в судостроении, автомобилестроении и строительстве. Изначально использовалась в авиастроении (истребители времен ВОВ). Фанера бакелитовая больше всего подходит для строительства в сложных условиях и особенно устойчива к воздействию окружающей среды.

Фанера бакелизированная (бакелитовая) обладает стойкостью к воздействию различных агрессивных сред (например, цементный раствор, огонь).

За счет этих особенных характеристик бакелитовая фанера используется даже в тропическом климате и в морской воде.

Бакелизированная фанера (бакелитовая фанера) представляет собой листы лущеного березового шпона, с взаимно перпендикулярным расположением волокон в смежных слоях, склеенных между собой бакелитовой смолой.

Источник: http://fanerra.ru/catalog/fanera-bakelizirovannaya

Бакелитовая фанера ФБВ купить в Спб, цены, описание

  • ГОСТ: 11539-83
  • Изготовитель:: Россия

Калькулятор фанеры

Широту применения бакелитовой фанеры обуславливают ее технические характеристики. Такая фанера обладает плотной структурой, благодаря чему устойчива к различным негативным воздействиям не только физической, но и химической природы.

Сортировка:

Использоваться данная фанера может при создании рекламных конструкций, например, щитов. В автомобилестроении подобный материал широко применятся при создании полов, обивке фургонов. Однако чаще всего бакелитовая фанера востребована в строительстве. Здесь она может выступать в качестве чернового напольного покрытия для последующей укладки паркета или ламината.

Кроме этого, незаменим такой материал для создания опалубочных конструкций. Преимуществом фанеры является то, что она способна равномерно выровнять температуру бетонной смеси и окружающей среды, что способствует более качественному отвердеванию.

Структура листа устойчива к воздействию влаги, поэтому в бетонном строительстве фанера может использоваться неоднократно.

Поверхность материала ровная, поэтому дополнительное выравнивание бетонной конструкции после снятия опалубки, как правило, не требуется.

ФБВ – пропитка водорастворимой смолой.

Оптовые скидки на фанеру бакелитовую ФБВ (2440х1220мм):

Толщина листа, мм Кол-во листов в 1м3 Цена за лист розница Цена за лист опт Цена за лист от 5м3 Кол-во листов в пачке
7 48 2100 1900 Договорн. 58
10 33,6 2900 2650 Договорн. 40
12 28 3350 3050 Договорн. 34
15 22,4 4100 3750 Договорн. 27
18 18,6 4700 4300 Договорн. 22
21 16 5400 5030 Договорн. 20
24 14 6500 5850 Договорн. 16
27 12 7800 7020 Договорн. 14
30 11 8800 7920 Договорн. 13

Цены указаны в рублях с учетом НДС.

 Внимание, цены для оптовиков не окончательные, возможны скидки!

Обращаем Ваше внимание на то, что в случае распила или просверливания фанеры, а также при прямом контакте с водой, торцы и прорези необходимо обязательно покрывать: а) эмалью ПФ-115 (для ФБВ), б) бакелитовым лаком (для ФБС). В противном случае в разрезы может проникнуть влага и фанера может разбухнуть.

м3

Источник: http://ooo-bark.ru/catalog/plywood/387/

Характеристики фанеры

Фанера представляет собой многослойный строительный материал, который изготавливается из экологически чистого сырья – древесины. А именно, она изготавливается из древесного шпона. Такой шпон получается в результате лущения дерева.

В таком случае бревно сначала распаривается, далее отправляется на специальный станок, предназначенный для лущения. После этого образовавшийся шпон выпрямляется, подвергается специальной обработке и отправляется в сушилку.

Затем высушенный шпон подвергается процессу прессовки, после чего склеивается с использованием различных клеящих составов.

Важно

За счет многослойной структуры увеличиваются показатели качества изделия. Толщина и масса материала в таком случае небольшая.

Для сравнения, прочность фанерного листа с определенной толщиной в несколько раз выше прочности цельного древесного материала.

Это связано с тем, что склеивание шпона производится так, чтобы волокна каждого слоя располагались перпендикулярно относительно друг друга. Поэтому и прочность фанерной продукции значительно выше.

Номинальная толщина фанеры, мм Слойность фанеры, не менее Шлифованная фанера Нешлифованная фанера
Предельное отклонение, мм Разнотолщинность Предельное отклонение, мм Разнотолщинность
Фанера 3 мм 3 +0,3/-0,4 0,6 +0,4/-0,3 0,6
Фанера 4 мм 3 +0,3/-0,5 +0,8/-0,4 1,0
Фанера 6 мм 5 +0,4/-0,5 +0,9/-0,4
Фанера 9 мм 7 +0,4/-0,6 +1,0/-0,5
Фанера 12 мм 9 +0,5/-0,7 +1,1/-0,6
Фанера 15 мм 11 +0,6/-0,8 +1,2/-0,7 1,5
Фанера 18 мм 13 +0,7/-0,9 +1,3/-0,8
Фанера 21 мм 15 +0,8/-1,0 +1,4/-0,9
Фанера 24 мм 17 +0,9/-1,1 +1,5/-1,0
Фанера 27 мм 19 +1,0/-1,2 1,0 +1,6/-1,1 2,0
Фанера 30 мм 21 +1,1/-1,3 +1,7/-1,2

Наименьшее количество слоев – три, то есть одни из них промежуточный, покрывается двумя лицевыми. Если же в изделии имеется большее число слоев, чаще всего это нечетное число. За счет нескольких дополнительных слоев увеличивается прочность, следовательно, качество материала, однако при этом несколько увеличивается толщина фанерной плиты и ее масса.

Длинa (шиpинa) лиcтoв фaнepы Пpeдeльнoe oтклoнeниe
1200, 1220, 1250 +/- 3,0
1500, 1525, 1800, 1830 +/- 4,0
2100, 2135, 2440, 2500 +/- 4,0
2700, 2745, 3050, 3600, 3660 +/- 5,0

Фанера классифицируется по сорту, материалу, используемому в качестве сырья и по пропитке, то есть по клею, который используется для склеивания материала.

Характеристики сортов фанеры

  1. Самым лучшим вариантом является элитный фанерный стройматериал – сорт Е. На поверхности такого покрытия нет никаких недостатков, которые обычно возникают из-за некачественного сырья.

  2. Фанера первого сорта может иметь незначительные дефекты или мелкие трещины, однако в таком случае длина таких участков должна быть в пределах двух сантиметров.

  3. Второй сорт присваивается материалу, имеющему определенные потеки клеящего состава или другие включения. При этом объем таких дефектов должен составлять не более двух процентов всей площади материала. Длина трещин или потеков должна составлять около 18-20 см.

  4. Для третьего сорта характерно наличие черных точек, диаметр которых не превышает 0,5 см, причем количество таких недостатков должно быть в пределах 10 при рассматривании одного квадратного метра фанерной плиты.
  5. Четвертый сорт характеризуется самым низким качеством. В таком случае допускаются червоточины, повреждения кромок листа, выпавшие сучки и т.д. Такой строительный материал используется для черновых работ чаще всего.

Материал для изготовления фанеры

В качестве сырья при производстве фанерного материала возможно применение как хвойных деревьев, таких как сосна, лиственница, так и лиственных представителей, к примеру, береза. Ценные порода, такие как дуб или кедр, используются очень редко – для создания декоративных изделий. Они характеризуются высоким качеством, однако имеют высокую стоимость.

Наименование показателя Толщина, мм Марка Значение физико-механических показателей
ФСФ, ФК
3-30 5-10
Предел прочности при статическом изгибе вдоль волокон наружных слоев, МПА, не менее 7-30 25
Предел прочности при растяжении вдоль волокон, МПА, не менее 3-6,5 30
Твердость, МПа 9-30 20
Звукоизоляция, дБ 6,5-30 23,0
Биологическая стойкость, класс опасности 3-30 5fDa, St

Хвойные деревья считаются наиболее популярным сырьем, используемым для производства фанерных плит. Основная масса такой продукции на строительных рынках изготавливается именно из такого сырья. Такой тип фанерного листа в основном применяется при проведении черновых строительных работ, а также в помещениях, где важно использование экологически чистого материала.

Фанера хвойных пород древесины

Одним из наиболее важных преимуществ данного стройматериала, изготовленного на основе хвойной древесины является низкая стоимость. Благодаря этому фанеру можно использовать для сборки предметов мебели и различных других конструкций. Также фанерная продукция применяется для осуществления черновых работ, то есть в работе, где внешний вид материала не играет главную роль.

Большой плюс данного материала – это устойчивость к воздействию влаги. Это связано с тем, что хвойные материалы имеют в своей структуре множество природных смол, которые обеспечивают фанеру высокой стойкостью в отрицательному воздействию влаги.

Причем для этого не требуется какая-либо дополнительная пропитка.

Также такие смолы природного происхождения обладают антисептическими свойствами, то есть на такой поверхности не появится плесень и фанера не будет разрушаться от воздействия различных насекомых-вредителей.

Наряду с преимуществами у данного материала имеются и некоторые недостатки. Одним из них является невысокая прочность. По этой причине фанеру, изготовленную из хвойной древесины, не рекомендуется использовать для покрытия пола и других изделий, где основным показателем должна выступать прочность материала.

Избыточное содержание смол в таких изделиях также является минусом данного покрытия. При нагревании фанеры может начаться выделение этих смолянистых веществ, что в принципе неприемлемо.

Фанера из лиственных пород древесины

В таком случае чаще всего используется березовый шпон. Береза является наиболее часто используемым видом лиственных представителей. Фанера с использованием березы в качестве сырья, производится гораздо реже, но она характеризуется лучшими показателями качества и прочности, по сравнению с хвойными аналогами.

К достоинствам березовой фанеры относится прочность материала и устойчивость к износу. Благодаря этому такие фанерные листы можно использовать в различных строительных работах и в при создании каких-либо конструкций. Фанерные плиты, изготовленные из лиственных пород характеризуются высокими показателями износостойкости.

Недостатком материала на основе березы является высокая цена. По этой причине данный материал используется не так обширно, как хвойные аналоги.

Еще одним минусом такого материала является отсутствие природных смол.

Совет

Березовый шпон не обладает устойчивостью к воздействию влаг, следовательно, требует специальной пропитки, которая делает продукцию экологически нечистым.

Этого можно избежать только в том случае, если применяется альбуминоказеиновый клеящий состав. Но и такая обработка не способна увеличить влагостойкость фанерного листа.

Использование специальных пропиток и клеящих смесей также является своего рода недостатком при производстве изделий на основе лиственной древесины.

Чтобы соединить слои шпона в цельное покрытие, применяется клей, который в то же время является пропиткой. От составляющих такой пропитки зависит то, какие технические показатели в итоге получит готовый продукт. В зависимости от выбранного клеевого состава фанера делится на несколько видов.

Классификация фанеры по типу клея

При производстве фанеры ФБА применяется альбуминоказеиновая клеящая смесь, в основе которой содержатся природные компоненты. Следовательно, такая фанера будет экологически чистой, ее составляющие не будут наносить никакого вреда здоровью человека и не станет причиной возникновения аллергий. Благодаря этому, такой строительный материал можно использовать при отделке детской комнаты.

Но для данного изделия характерны и некоторые недостатки, такие как невысокая прочность и поглощение влаги. Даже пропитка в таком случае не придает фанере достаточную прочность. Так как устойчивость к износу в большей степени зависит от породы используемого дерева. Такой клей относится к водорастворимым, а это говорит о том, что такая фанерная плита сильно подвержена воздействию влажности.

Фанера ФСФ считается наиболее часто используемым видом в сфере строительства. В основе такого материала содержится фенолформальдегидный клеящий состав. С его помощью производится пропитка и склеивание волокон древесины.

Такой клей делает материал более прочным и устойчивым к влаге. За счет этого область применения фенолформальдегидной фанеры довольно широка, начиная от простой обшивки мебели до применения ее в качестве напольного покрытия.

Такой вариант характеризуется оптимальной стоимостью. Недостатком такой фанеры является недостаточная экологичность. То есть если такой материал будет подвергаться нагреванию, начнет выделяться формальдегид, который отрицательно влияет на здоровье человека.

Класс эмиссии Сoдepжaниe фopмaльдeгидa нa 100 г aбcoлютнo cуxoй мaccы фaнepы, мг.
Е1 До 10 включ.
Е2 Св. 10 до 30 включ.

На строительных рынках существует еще один вид фанеры – ФБ. В данном случае клеем является бакелитовый лак. Такая продукция обладает высокой прочностью и превосходной устойчивостью к воздействию влаги. Минусом бакелитовой фанеры считается большой вес одного листа и довольно высокий показатель токсичности.

Источник: http://mosfanera.ru/stati/harakteristiki-fanery.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector