Виды коррозии металлов и способы предотвращения ее появления

Коррозия металлов и способы её предотвращения

3.10.1 Виды коррозии. Коррозия — разрушение металлов и сплавов вследствие хи­мического или электрохимического воздействия внешней среды. Участки металла, подвергшиеся коррозионному разрушению, полностью теряют свои механические свойства.

Вследствие коррозии теряется большое количество сплавов на основе железа. Каждая пятая тонна из выплавленных черных металлов расходуется на восполнение потерь от коррозии.

Различают два вида коррозии: химическую и электрохимическую.

Химическая коррозия возникает в результате воздействия на металл сухих газов при повышенной температуре (газовая коррозия) и агрессивных жидкостей неэлектролитов (топливо, масло).

При химической коррозии происходит прямое гетерогенное взаимодействие металла с окислителем, находящимся в окружающей среде.

Обратите внимание

Примером химической коррозии может служить окисление клапанов двигателя внутреннего сгорания, топливных баков, трубопроводов и деталей системы питания автомобильных двигателей.

В процессе газовой коррозии на поверхности металла образуется пленка оксида. У алюминия, хрома, никеля, свинца, оло­ва эта пленка очень прочна и предохраняет металл от дальнейшей коррозии. Такие металлы называют пассивирующимися.

Пленка оксида железа непрочна и не препятствует развитию коррозии вглубь. Образование окалины на деталях выпускной системы автомобиля наглядно демонстрирует распространение химической коррозии в глубь изделий.

В неэлектролитах коррозия происходит вследствие наличия в них агрессивных соединений, разрушающих металл.

Электрохимическая коррозия является результатом воздействия таких электролитов, как водные растворы кислот, щелочей, различных солей, проводящих электрический ток.

Электролитической коррозией является также атмосферная коррозия, при которой влага из воздуха, содержащая оксиды азота, серы и другие примеси, конденсируется на поверхности металла.

Пыль и другие загрязнения на поверхности металла усиливают адсорбцию влаги и газов, образуется влажная пленка, являющаяся электролитом.

При наличии электролита на поверхности металлы и сплавы, обладающие разными потенциалами, образуют гальванические пары.

Важно

Поскольку металлы и сплавы практически всегда физически и химически неоднородны (разные структурные и химические составляющие сплава, оксидные пленки), то при наличии на их поверхности электролита образуется множество микроскопических гальванических пар.

При этом металл с более высоким потенциалом становится катодом, а с менее высоким — анодом. Это приводит к тому, что участки металла, представляющие

аноды гальванических пар, начинают разрушаться, их атомы переходят в электролит

в форме ионов, оставляя эквивалентное число электронов в аноде.

Чем выше разность потенциалов металлов, образующих гальванические пары, степень неоднородности структур, температура и внутренние напряжения, тем интенсивнее коррозия.

В гальванической паре разрушается тот металл, который выделяет большее число положительно зараженных ионов, и, следовательно, сам получает высокий отрицательный заряд.

Если металлы расположить в ряд: магний, алюминий, марганец, цинк, хром, железо, кадмий, кобальт, никель, олово, свинец, сурьма, висмут, медь, ртуть, серебро, золото, то каждый металл в паре с другим в электролитах образует гальванический элемент с разрушением металла, расположенного слева. Так, в паре железо-цинк будет разрушаться цинк, а в паре железо-никель разрушается железо. Разрушение будет происходить тем сильнее, чем дальше эти металлы находятся друг от друга в представленном ряду.

Чистые металлы коррозируют в меньшей степени, чем сплавы; однофазные сплавы сопротивляются коррозии сильнее, а многофазные слабее. Меньше коррозируют металлы, имеющие чистую поверхность изделий. Снижает интенсивность коррозии отсутствие внутренних напряжений. Повышение температуры ускоряет коррозию в 1,5—2 раза на каждые 10 °С.

3.10.2 В зависимости от характера разрушения коррозия может быть сплошной, местной, межкристаллитной (по границам зерен). При этом сплошная коррозия может быть равномерной и неравномерной, а местная — пятнами, язвенной, точечной, сквозной, ножевой, трещинами (рисунок 3.5).

Сплошная и местная коррозия может быть подповерхностной и послойной. Оба вида обусловливаются химическим взаимодействием, а межкристаллитная коррозия имеет электрохимическую природу. Она наиболее опасна, так как сопровождается заметным снижением прочности сплава, а обнаружить ее по внешним признакам очень трудно.

Многие детали автомобилей подвергаются коррозионному изнашиванию, которое возникает под действием знакопеременной нагрузки и коррозионного воздействия окружающей среды.

3.10.3 Способы защиты металлических деталей от коррозии можно разделить на следующие группы:

· нанесение неметаллических веществ или металлических покрытий;

· диффузионное насыщение поверхностного слоя;

· покрытие стойкими пленками оксидов или солей (химические покрытия);

· использование коррозионно-стойких сплавов;

· применение ингибиторов коррозии;

· протекторная защита.

а – равномерное; б – неравномерное; в – избирательное; г – пятнами;

д – язвенное; е – точечное; ж – сквозное; з – ножевое; и– трещины;

к – межкристаллитное; л – подповерхностное; м– послойное

Рисунок 3.5 Виды коррозионных разрушений

Покрытие неметаллическими веществами — нанесение на поверхность металла красок, лаков, противокоррозионных паст, защитных смазок, пластмасс, резины или эбонита. Покрытие резиной и эбонитом называется гуммированием, применяют для защиты цистерн для перевозки кислот, щелочей, растворов солей.

Металлическое покрытие – нанесение металла на поверхность стального изделия горячим и гальваническим способами.

При горячем способе нанесения покрытия (оцинкование, лужение оловом, свинцевание) изделие погружают в ванну с расплавленным металлом.

Совет

На автомобилях используют оцинкованные кузовные и крепежные детали, покрытые оловом ленты для трубок радиатора, освинцованные наконечники зажимов проводов электрооборудования, топливные баки и т. Д

Лужение применяют при производстве белой жести и медной посуды;

оцинкование — для проволоки, кровельного железа, труб; свинцевание — для химической аппаратуры и труб. Гальванический способ был рассмотрен выше. Например, на автомобилях устанавливают хромированные декоративные детали (бамперы, ободки фар и др.).

Диффузионный способ состоит в насыщении поверхностных слоев стальной детали различными химическими элементами, вступающими с ним в химическое соединение. К нему относятся цементация, цианирование, алитирование.

Покрытие пленками окислов имеет две разновидности — оксидирование и фосфатирование. Оксидирование (воронение) применяют для защиты черных металлов путем создания на поверхности окисной пленки погружением деталей в кипящий водный раствор едкого натрия, селитры и перекиси марганца.

Полученная пленка стойкая в сухом воздухе, менее стойка во влажном, особенно в воде.

Фосфатирование позволяет получить на поверхности металла пленку нерастворимых фосфатов, изолирующих изделие от окружающей среды.

Создание коррозионно-стойких сплавов осуществляется введением в сталь легирующих добавок: хрома, никеля, алюминия, кремния, вольфрама и других химических элементов, повышаю­щих коррозионную стойкость и улучшающих другие свойства металла.

Ингибиторы коррозии — вещества, при добавлении которых в агрессивную среду происходит затормаживание коррозии. Этим методом можно защищать практически любые металлы и почти в любых средах, включая охлаждающие жидкости, масла, жидкое топливо.

Обратите внимание

Защищают металлы от коррозии и с помощью органосиликатов, которые в исходном состоянии представляют собой суспензии. Их наносят на поверхность кистью, валиком, пульверизато­ром и т. п.

При нагревании они превращаются в керамику и приобретают повышенные защитные свойства, становясь термо- и даже жаростойкими. Их удобно использовать для выхлопных систем с наружной стороны деталей. Они затвердевают от собственной температуры детали.

Они легко обрабатываются, что позволяет в случае необходимости оперативно восстанавливать по­врежденные участки.

Для получения органосиликатных покрытий используют кремнийорганические полимеры (лаки), пигменты, оксиды, слюду, тальк, асбест.

Протекторная защита заключается в создании гальванической пары из вышеприведенного ряда металлов с целью заведомого разрушения одного из них при гарантированном сохранении ответственной детали, выполненной из другого металла.

Контрольные вопросы:

1. Что такое коррозия, её влияние на качество и срок службы деталей?

2. Какие виды коррозии вам известны, причины их возникновения?

3. Что такое ржавление, отчего оно происходит?

4. Какие материалы быстрее коррозируют: чистые металлы или сплавы, и от чего это зависит?

5. Назовите основные способы защиты металлов от коррозии.

Литература

1. Стуканов В.А. Материаловедение: учебное пособие – М.: ИД «ФОРУМ»; ИНФРА-М, 2008

2. Черепахин А.А. Материаловедение: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / А.А. Черепахин. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008

3. Чумаченко Ю.Т., Чумаченко Г.В., Герасименко А.И. Материаловедение для автомехаников. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2002

Важно

4. Онищенко В.И. Технология металлов и конструкционные материалы. – 2-ое изд., перераб. и доп. – М.: Агропромиздат, 1991

5. Ржевская С.В. Материаловедение: практикум. – М.: Логос, 2004

6. Макиенко Н.И. Слесарное дело с основами материаловедения – учбн. Для подготовки рабочих на производстве.- М. «Высш. школа», 1987

7. Лахтин Ю.М., Леонтьева В.П. Материаловедение. Учебник для машинострои-тельных ВУЗов – 2-ое изд., перераб. и доп. – М.:Машиностроение,1980

8. Затравкина С.А. Материаловедение, Курс лекций. Псковский индустриальный техникум. – Псков, 2005

⇐ Предыдущая6789101112131415

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://lektsia.com/1×7911.html

Коррозия металлов и её виды

Главная → Теория  → 

Химические и физико-химические реакции, возникающие в момент взаимодействия окружающей среды с металлами и сплавами, в большинстве случаев приводят к их самопроизвольному разрушению. Процесс саморазрушения имеет собственный термин – «коррозия».

Результатом коррозии является существенное ухудшение свойств металла, вследствие чего изделия из него быстро выходят из строя. Каждый металл обладает свойствами, позволяющими ему сопротивляться разрушению.

Коррозийная стойкость или, как ее еще называют, химическое сопротивление материала, является одним из главных критериев, по которым осуществляется отбор металлов и сплавов для изготовления тех или иных изделий.

В зависимости от интенсивности и длительности коррозийного процесса металл может быть подвергнут как частичному, так и полному разрушению.

Взаимодействие коррозийной среды и металла приводят к образованию на поверхности металла таких явлений, как окалина, оксидная пленка и ржавчина. Данные явления отличаются друг от друга не только внешним видом, но еще и степенью адгезии с поверхностью металлов.

Так, например, в процессе окисления такого металла, как алюминий, его поверхность покрывает пленка оксидов, отличающаяся высокой прочностью. Благодаря этой пленке разрушительные процессы купируются и не проникают вовнутрь.

Если говорить о ржавчине, то результатом ее воздействия является образование рыхлого слоя. Процесс коррозии в данном случае очень быстро проникает во внутреннюю структуру металла, что способствует его скорейшему разрушению.

Показатели, по которым осуществляется классификация коррозийных процессов:

  • вид коррозийной среды;
  • условия и механизм протекания;
  • характер коррозийных разрушений;
  • вид дополнительных воздействий на металл.

По механизму коррозийного процесса различают как химическую, так и электрохимическую коррозию металлов и сплавов.

Химическая коррозия – это взаимодействие металлов с коррозийной средой, в процессе которого наблюдается единовременное осуществление окисления металла и восстановление окислительного компонента среды. Взаимодействующие между собой продукты не разделены пространственно.

Электрохимическая коррозия – это взаимодействие металлов с коррозийно-активной средой, представляющей собой раствор электролита. Процесс ионизации атомов металла, а также процесс восстановления окислительного компонента данной коррозийной среды протекают в разных актах. Электродный потенциал раствора электролита оказывает существенное влияние на скорость этих процессов.

В зависимости от типа агрессивной среды существует несколько видов коррозии.

Атмосферная коррозия представляет собой саморазрушение металлов в воздушной атмосфере, либо в газовой атмосфере, отличающейся повышенной влажностью.

Газовая коррозия – это коррозия металлов, происходящая в газовой среде, содержание влаги в которой минимально. Отсутствие влаги в газовой среде не единственное условие, способствующее саморазрушению металла. Также коррозия возможна и при высоких температурах. Наиболее часто встречается данный вид коррозии в нефтехимической и химической промышленности.

Радиационная коррозия представляет собой саморазрушение металла под воздействием на него радиоактивного излучения разной степени интенсивности.

Подземная коррозия – это коррозия, происходящая в почвах и различных грунтах.

Контактная коррозия представляет вид коррозии, образованию которого способствует контакт нескольких металлов, отличающихся друг от друга стационарными потенциалами в конкретном электролите.

Биокоррозия – это коррозия металлов, происходящая под воздействием различных микроорганизмов и их жизнедеятельности.

Коррозия током (внешним и блуждающим) – еще один вид коррозии металлов. Если на металл воздействует ток от внешнего источника, то это коррозия внешним током. Если же воздействие осуществляется посредством блуждающего тока, то это коррозия блуждающего тока.

Коррозийная кавитация представляет собой процесс саморазрушения металлов, возникновению которого способствует как ударное, так и коррозионное воздействие внешней среды.

Читайте также:  Затирка швов кирпичной кладки: виды, способы, полезные рекомендации

Коррозия под напряжением представляет собой коррозию металла, причиной появления которой является взаимодействие коррозийно-активной среды и напряжений механического типа. Данный вид коррозии представляет существенную опасность для конструкций из металла, которые подвергаются сильнейшим механическим нагрузкам.

Фреттинг-коррозия — вид коррозии металлов, к которой приводит совокупность вибрации и воздействие коррозийной среды. Чтобы минимизировать вероятность возникновения коррозии при трении и вибрации, необходимо внимательно подходить к выбору конструкционного материала. Также необходимо применять специальные покрытия и по возможности снизить коэффициент трения.

По характеру разрушений коррозия разделяется на сплошную и избирательную.

Сплошная коррозия полностью покрывает поверхность металла. Если скорость разрушений на всей поверхности одинакова, то это равномерная коррозия. Если разрушение металла на различных его участках происходит с разной скоростью, то коррозия называется неравномерной.

Избирательная коррозия подразумевает разрушение одного из компонентов сплава или же одной структурной составляющей.

Местная коррозия, проявляющаяся в виде отдельно разбросанных по поверхности металла пятен, представляет собой углубления разной толщины. Разрушения могут представлять собой раковины или точки.

Подповерхностная коррозия образуется непосредственно на поверхности металла, после чего активно проникает вглубь. Данный вид коррозии сопровождается расслоением изделий из металла.

Межкристаллитная коррозия проявляется в разрушении металла по границам зерен. По внешнему виду металла ее достаточно сложно определить. Однако очень быстро меняются показатели прочности и пластичности металла. Изделия из него становятся хрупкими. Наиболее опасен этот вид коррозии для хромистых и хромоникелевых видов стали, а также для алюминиевых и никелевых сплавов.

Щелевая коррозия образуется на тех участках металлов и сплавов, которые находятся в резьбовых креплениях, различных зазорах и под всевозможными прокладками.



Источник: https://steel-master.ru/teoria/korrozia-metallov-i-ee-vidy/

ПОИСК

    Для предупреждения коррозии существует множество способов. Наиболее эффективные и простые из них — это изоляция изделия от окружающей среды путем покрытия его поверхности коррозионностойкими материалами лаками, красками, эмалями, оксидными пленками и т. п. Но в ряде случаев такая защита оказы- [c.

258]

    Для предупреждения коррозии используется комплекс противокоррозионных мероприятий, включающий защиту металлических поверхностей различными методами, применение специальных сплавов с повышенной коррозионной стойкостью, обработку рабочей среды веществами, снижающими ее коррозионную активность. [c.

219]

    Методы защиты от коррозии. Для предупреждения коррозии и защиты от нее применяются электрохимические методы, изменение коррозионных свойств металла, изменение свойств коррозионной среды, комбинированные методы и т. д. [c.692]

    Наиболее опасным видом электрохимической коррозии на установках каталитического риформинга и гидроочисткн является высокотемпературная газовая коррозия, возникающая в реакторных блоках при контакте металла с циркулирующими потоками, содержащими водород, углеводороды и сероводород.

В определенных условиях водород взаимодействует с углеродом стали, и происходит обезуглероживание, снижающее пластические свойства стали. Этот вид коррозии принято называть водородной коррозией.

Главная ее опасность заключается в растрескивании металла следовательно, при эксплуатации таких установок надо принимать меры по предупреждению коррозии. [c.199]

Совет

    На практике катодную защиту можно применять для предупреждения коррозии таких металлических материалов, как сталь, медь, свинец и латунь, в любой почве и почти всех водных средах. Можно предотвратить также питтинговую коррозию пассивных металлов, например нержавеющей стали и алюминия.

Катодную защиту эффективно применяют для борьбы с коррозионным растрескиванием под напряжением (например, латуней, мягких и нержавеющих сталей, магния, алюминия), с коррозионной усталостью большинства металлов (но не просто усталостью), межкристаллитной коррозией (например, дуралюмина, нержавеющей стали 18-8) или обесцинкованием латуней.

С ее помощью можно предупредить КРН высоконагруженных стрей, но не водородное растрескивание. Коррозия выше ватерлинии (например, водяных баков) катодной защитой не предотвращается, так как пропускаемый ток протекает только через поверхность металла, контактирующую с электролитом.

Защитной плотности нельзя также достигнуть на электрически экранированных поверхностях, например на внутренней поверхности трубок водяных конденсаторов (если в трубки не введены вспомогательные аноды), даже если сам корпус конденсатора достаточно защищен. [c.215]

    Гексаметафосфат натрия (т. пл. 610 °С) гигроскопичен и при хранении на воздухе расплывается, постепенно переходя в пирофосфат и затем ортофосфат. В воде он довольно труднорастворим.

Раствор имеет слабокислую реакцию (pH 6,5) и настолько прочно связывает катионы двухвалентных металлов (путем обменного разложения с образованием Ыа4ЭРб01в или ЫагЭгРбО ), что в нем медленно растворяется даже Ва504.

Гексаметафосфат натрия используется для умягчения воды и удаления накипи из паровых котлов, а также для предупреждения коррозии металлов. [c.450]

    Для повышения уровня научно-исследовательских работ и эффективности внедрения научных разработок с целью предупреждения коррозии приказом по Миннефтехимпрому СССР создана система координации и руководства этой работой головной организацией является ВНИИНефтехим. Составлен и ежегодно корректируется координационный план научно-исследовательских работ по коррозии создан филиал ВНИИНефтехима по коррозии в г. Кириши принимаются меры по укреплению заводских служб. [c.72]

    Предупреждение коррозии газового тракта. Шлемовые линии окислительных а.

ппаратов и сепараторы подвергаются коррозии из-за наличия в газах, хотя и в незначительных количествах,, диоксида серы и хлорида водорода, а также за счет конденсации воды.

В результате коррозии возникают свищи с выбросом в атмосферу горючих веществ, что обусловливает возможность загорания, особенно в случае прорыва газового тракта вблизи печи сжигания газов. [c.179]

    Коррозия металлов — нежелательный процесс, в результате которого ежегодно наша страна теряет около 7 млн. т металла.

Обратите внимание

Кроме того, из-за коррозии происходит аварийное разрушение деталей машин и механизмов, преждевременно выходят из строя сложные конструкции, станки, транспорт, трубопроводы, различное оборудование и др.

, вследствие чего общие потери неизмеримо выше стоимости разрушенного металла. Поэтому предупреждение коррозии и защита металлов от нее — важнейшая народнохозяйственная задача. [c.222]

    Глава 4 ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ КОРРОЗИИ ОБОРУДОВАНИЯ ТЕПЛОСЕТЕЙ [c.57]

    Теперь мы можем понять широко используемые на практике способы предупреждения коррозии, борьбы с нею. [c.164]

    Для предупреждения коррозии металла оборудования теплосети любой системы требуется соблюдение следующих условий  [c.58]

    Предупреждение коррозии может быть достигнуто, помимо применения защитных покрытий, изменением коррозионной атмосферы. Это метод особенно пригоден, если металлические детали эксплуатируются в замкнутом пространстве, например для защиты внутренних стенок герметически закрывающейся емкости. [c.262]

    Водородное охрупчивание можно считать вторичным процессом электрохимической коррозии металла котлов, протекающей с водородной деполяризацией кислотной, подщламовой, пароводяной и межкристаллитной (щелочной).

При этом происходит накопление в стали водорода – его концентрацию, очевидно, можно считать косвенным показателем интенсивности протекания этих видов коррозии как в отдельности, так и в их сочетании.

Поэтому определение концентрации его в металле весьма целесообразно для выяснения общего хода коррозии, протекающей в теплонапряженных местах поверхности нагрева с целью установления оптимальных (с точки зрения предупреждения коррозии) водно-химических и тепловых режимов. [c.79]

Важно

    Теплообменные аппараты рассчитаны на давление до 0,6 МПа (6 кгс/см-) и температуру серной кислоты до 80 °С (из условий предупреждения коррозии в серной кислоте). [c.735]

    Для предупреждения коррозии сварного шва бочки необходимо обечайки сваривать встык на автоматах или вручную. Кроме того, днища бочек следует изготавливать такими, чтобы их наружный диаметр по всей от- [c.190]

    Причины и способы предупреждения коррозии в охлаждающей воде газового завода [c.34]

    Предупреждение коррозии оборудования систем теплоснабжения в настоящее время является актуальной проблемой. Однако рещение ее осложняется рядом обстоятельств [14]. [c.37]

    Глава 3 ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ КОРРОЗИИ ОБОРУДОВАНИЯ ВОДОСНАБЖЕНИЯ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ [c.40]

    Предупреждение коррозии трубок теплообменных аппаратов [c.53]

    Автором [9] проведены исследования по предупреждению коррозии латунных трубок теплообменных аппаратов с помощью силикатной обработки подпиточной воды теплосети одной из ТЭЦ. Схема теплоснабжения выполнена с открытым водоразбором. Расход воды 3000 т/ч.

На ТЭЦ установлены четыре атмосферных деаэратора, работающие на перегретой воде (без барботажа), общей производительностью 2400 м /ч, два аккумуляторных бака вместимостью 5000 м , один и которых находится в эксплуатации, сетевые подогреватели и подогреватели горячего водоснабжения типов 20Б-200, 2ПБ-300, ЗПБ-350, 2ПБ-200, 5ПБ-500, 20Б-500. [c.66]

    Характер потребления пара затрудняет применение обычных средств предупреждения коррозии, основанных на удалении кислорода и угольной кислоты или ее нейтрализации. Практика показывает, что коррозию оборудования паровой теплосети и даже элементов конденсатного тракта целесообразно предупреждать с помощью дозирования в пар, направляемый на произ- [c.69]

Совет

    Способы консервации водогрейных и паровых котлов низкого давления, а также другого оборудования замкнутых технологических контуров тепло- и водоснабжения во многом отличаются от применяемых в настоящее время методов предупреждения стояночной коррозии на ТЭС. Ниже описываются основные способы предупреждения коррозии в режиме простаивания оборудования аппаратов подобных циркуляционных систем с учетом специфики их работы. [c.73]

    Дополнительные способы предупреждения коррозии аппаратов [c.82]

    ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ КОРРОЗИИ ОБОРУДОВАНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ВОДО- И ТЕПЛОСНАБЖЕНИЯ [c.96]

Таблица 9.9. Способы предупреждения коррозии металла паровых котлов

    Вид коррозии Коррозион-но-агрессив-ный агент Стимуляторы коррозии Способы предупреждения коррозии [c.177]

    Для предупреждения коррозии нужно изменять температурный режим работы газового тракта. Так, на Киришском и Омском НПЗ температуру газов стремятся поддерживать не ниже 140—160 °С.

Заслуживает внимания и опыт фирмы British Petroleum, по которому в сепаратор разделения газовой и жидкой фаз подают горячее орошение (соляр, температура 150 °С). Неконденсирующиеся газы поступают в печь для сжигания при температуре не ниже 130 °С.

Таким образом, ни на одном участке газового тракта не создаются условия для конденсации водяных паров, и коррозионно-активная среда не образуется [54]. [c.180]

    Переработка сернистых и высокосернистых нефтей, особенно с высоким содержанием солей, сопряжена с интенсивной коррозией оборудования.

Для предупреждения коррозии приходится иополь-зо1вать дорогостоящее оборудование из легированных сталей или биметаллических материалов и обеспечивать поступление на переработку обессоленных и обезвоженных нефтей. Эти меры связаны с большими затратами.

Поэтому для выработки высококачественных товарных нефтепродуктов дистилляты первич1Ной переработки нефти, а иногда и остаточные продукты подвергают специальной очистке с применением вторич)ных процессов (каталитического крекинга и каталитического риформинга).

Максимальное же снижение содержания серы в нефтепродуктах достигается применением гидрогенизационных процессов в результате снижается также содержание азотистых и других агрессивных соединений. [c.205]

Обратите внимание

    Подшламовая Оксиды железа (П1) и меди питательной воды Высокие тепловые нагрузки Предупреждение выноса оксидов железа из водоочистки и тракта питательной воды защита от коррозии ионитных фильтров предупреждение коррозии металла конденсатопроводов и теплоиспользующих аппаратов теплосети. Снижение тепловых нагрузок [c.177]

    Бензотриазол (БТА) СвНаЫз — ингибитор, широко используемый для предупреждения коррозии меди и ее сплавов [46]. Образуемая им характерная защитная пленка состоит из нескольких слоев.

Толщина пленки обычно обусловлена pH раствора и колеблется от менее чем 0,01 мкм в нейтральных и слабощелочных растворах до 0,5 мкм в кислых [47, 48].

В разнообразных экспериментальных условиях установлено [49], что БТА вначале адсорбируется на Си О, присутствующем на поверхности меди, а затем образует поверхностный комплекс с Си . [c.274]

    Контроль и регулирование работы.

В основе регулиро1вания процесса перегонки, как и всякого другого процесса переработки нефти, лежат три источника контрольных операций 1) лабораторный анализ качеств сырья, полуфабрикатов (например, компонентов) и продуктов, а также качеств вспомогательных материалов, например щелочей, применяемых для предупреждения коррозии аппаратуры 2) пользование приборами для контроля, измерения и регулирования технологического процесса 3) непосредственное наблюдение персонала за поведением и состоянием оборудования, аппаратуры, коммуникаций и установки в целом. [c.123]

    Предупреждение коррозии оборудования технического водо- и теплоснабжения. Акользин П. А. М. Металлургия, 1988 (Защита металлов от коррозии). 96 с. [c.2]

    На этом основании в брошюру включены краткие сведения по теоретической разработке и реализации новых методов предупреждения коррозии, основанных на химической пассивации металла (данные Я. М. Колотыркина, Г. М.

Флорианович), по применению комплексонов и других водно-химических режимов и по контролю за их осуществлением (данные Т. X. Маргуловой, О. И. Мартыновой, Ю. М. Кострикина), а также сведения по применению эффективных ингибиторов и способов коррекционной обработки воды (данные В.

Читайте также:  Герметик неомид – назначение, особенности, правила нанесения

М. Кадек, А. А. Кота, М. Е. Шицмана). [c.4]

    Экспериментально доказано, что дозирование силиката натрия (жидкого стекла) в воду систем централизованного теплоснабжения даже при высоких температурах, вплоть до 200°С,— надежное средство предупреждения коррозии стали — подщламовой, кислородной, углекислотной. При дозировании 20 мг/кг в сетевую воду с солесодержанием 200—300 мг/кг защитный эффект составляет 90—100%. [c.69]

Источник: https://www.chem21.info/info/391786/

Процесс коррозии

В современном мире из металлов самых разных видов производится большое количество продукции. Металлические материалы присутствуют в разных отраслях промышленности в виде станков и машин, инструментов. Очень важно при производстве какой –либо продукции сделать так, чтобы металлы как можно меньше покрывались ржавчиной или были устойчивы к ее появлению.

Характеристики коррозии

Коррозия в простонародии больше известная под названием ржавчина. Она представляет собой процесс самопроизвольного образования на металлической поверхности налета в результате влияния окружающей среды. Ржавчина обычно имеет темно-коричневый оттенок, который портит внешние качества изделия из того или иного металла.

Коррозия металла сегодня встречается достаточно часто. Причиной ее появления является то, что некоторые виды металлических материалов являются неустойчивыми к температурным перепадам и изменениям влажности. Изделиям из металлов достаточно часто приходится контактировать с различными веществами. Они могут влиять на них по-разному. В результате образуется коррозия различных видов.

В результате конструкция, которая из него создана, приходит в негодность.

Коррозии подвергаются не только металлы, но и другие материалы. Сегодня довольно часто встречаются случаи, когда она появляется на пластмассе. Образование ржавчины присуще и бетонным изделиям.

Скорость коррозии зависит от размера температуры. С повышением температуры на каждые сто градусов появление ржавчины становится быстрее.

Типы коррозии

В современном мире представлено большое количество видов такого процесса, как образование ржавчины на поверхности материалов отдельных видов.

Виды коррозии сегодня встречаются следующие:

  1. Электрохимическая коррозия. Данный вид образования коррозии характеризуется тем, что на поверхности металлов появляются гальванические элементы, которые вызывают появление ржавчины. Для появления данного типа коррозии необходимо наличие электролита. В его роли чаще всего выступает вода. При соприкосновении с конденсатом или водой электроды или другие элементы металла меняют свой оксилительно-восстановительный потенциал. 
  2. Водородная коррозия. При данном виде коррозии отмечается водородная деполяризация. При этом водород восстанавливается. 
  3. Кислородная коррозия. Бывают ситуации, когда водород в щелочной среде не имеет возможности выделяться. В результате выделяется кислород, который приводит к появлению налета ржавчины на металлической поверхности.
  4. Химическая коррозия. При данном виде коррозии поверхность металла соприкасается со средой, которая провоцирует появления ржавчины.

Таблица. Виды электрохимической коррозии

№ ппВид электрохимической коррозииСпособ прокладки трубопровода (вид оборудования)Дополнительные коррозионные факторы
1. Атмосферная коррозия Наружные поверхности трубопроводов наземной и канальной прокладки (при уровне подтопления и заиливания канала, не достигающим изоляционных конструкций). Поверхности различных металлоконструкций и оборудования, не контактирующие с водой и грунтом. Внутренние напряжения в металле трубопровода и металлоконструкций, ударно-механическое воздействие капели с перекрытий. Характерные коррозионные повреждения: равномерная коррозия, в местах капели возможна коррозия пятнами.
2. Подземная коррозия Наружные поверхности трубопроводов бесканальной прокладки (при нарушении целостности изоляции), канальной прокладки (периодическое подтопление и заиливание канала, сопровождающееся увлажнением тепловой изоляции). Внутренние напряжения в металле, коррозия внешним постоянным и переменным током, воздействие капели. Характерные коррозионные повреждения: неравномерная коррозия, коррозия пятнами, при воздействии блуждающих токов возможны сквозные поражения стенки трубопровода.
3. Подводная коррозия Наружные поверхности трубопроводов канальной прокладки. (Постоянное подтопление канала при отсутствии тепловой изоляции на трубопроводе). Внутренние поверхности трубопроводов и оборудования химводоподготовки (деаэраторы, фильтры и т.п.) Внутренние напряжения в металле, коррозия внешним постоянным и переменным током. При неполном погружении трубопровода возможна коррозия по ватерлинии. Характерные коррозионные повреждения: неравномерная коррозия, при воздействии блуждающих токов возможны сквозные поражения стенки трубопровода, язвенные поражения в районе ватерлинии. На трубопроводах горячего водоснабжения возможно протекание процесса микробиологической коррозии железобактериями. Характерные коррозионные повреждения: язвенная коррозия (для внутренних поверхностей трубопроводов), точечная коррозия, неравномерная коррозия.

Ингибиторы коррозии

Ингибитор коррозии представляют собой химические соединения, которые используются для блокирования или задержания процесса образования ржавчины. Ели они есть в агрессивной среде, что процесс образования коррозии на металлических поверхностях сократится в разы.

Ингибиторы образуют на поверхности металлов тонкую защитную пленку, которая не дает проникать в поры металлов воздуху и жидкостям, которые могут нарушить их целостность. Они являются одним из самых эффективных методов борьбы с образованием ржавчины.

Коррозия на авто

Многие современные автомобилисты сталкиваются с тем, что на автомобилях появляется со временем ржавчина. Чаще всего страдает от этого кузов авто. Коррозия автомобиля относится к разряду часто встречающихся ситуаций. Она появляется на тех деталях, которые не сделаны из нержавеющей стали.

Сегодня есть специальные средства, которые предотвращают появление ржавчины на деталях авто. Они представлены различными составами, которые наносятся на поверхность перед п

окраской.

Методы защиты металлов от коррозии

Коррозия каждый приводит к тому, что появляется большое количество убытков. Они исчисляются миллионами. Ущерб наносится не потому, что коррозия уничтожает металлы, а потому что в результате этого процесса портятся вещи из металлических материалов.

В мире применяется большое количество оборудования, которое в большинстве своем сделано из металлической основы. Его стоимость является достаточно высокой. После выхода из строя оборудования не каждая организации имеет возможность приобрести еще одно такого же уровня.

Именно поэтому так необходима защита от коррозии.

В современном мире очень важно правильно подобрать средства для борьбы с появлением ржавчины на металлических изделиях. Необходимо перед нанесением краски тщательно подготовить металлическую поверхность.

Важно

От этого зависит восемьдесят процентов противостояния образованию коррозии. Лакокрасочные материалы, которые наносятся в последующем, обеспечивают лишь двадцати процентную защиту.

Сегодня для обработки металлических поверхностей можно использовать специальные преобразователи ржавчины, которые выполняют роль и защиты и грунтовки.

Источник: http://lkmprom.ru/clauses/issledovaniya/korroziya-ee-vidy-i-mery-zaschity-ot-poyavleniya-k/

Коррозия металла – что это такое и как с ней бороться?

Известно, что большинство металлов содержится в рудах не в чистом виде, а в различных химических соединениях. Поэтому, чтобы извлечь металлы из этих соединений, приходится задействовать непростые и энергозатратные металлургические операции.

И все же немалую часть результатов этих процессов отнимает у нас коррозия – главный враг металла.

Что такое коррозия

Коррозия – это распад и уничтожение металлов под воздействием окружающей среды. Когда происходит коррозия – металлы снова возвращаются в положение химических соединений, похожих на те, в которых они находятся в рудах.

[blockquote_fact]Коррозия приносит огромные убытки, ее разрушительное действие мы видим во всем, что нас окружает, из-за коррозии выходят из строя машины, механизмы, различное оборудование. Предохранение от коррозии и ее предупреждение – довольно трудоемкие и затратные мероприятия.[/blockquote_fact]

Коррозия различается по видам, но обычно она начинается на поверхности металла и затем проходит внутрь.

Различные металлы реагируют на коррозию по-разному: одни поддаются ее разрушительному действию быстрее, другие медленнее, но не существует металла, обладающего полной защитой от коррозии.

Такие благородные металлы, как платина, золото и другие, также подвержены разрушению при некоторых условиях. Например, они растворяются при погружении в раствор соляной и серной кислоты, известный как «царская водка».

Виды коррозии.

1. Химическая коррозия. В том случае, когда на металл оказывают воздействие газы – это и есть химическая коррозия.

Например: следы ее заметны на серебряных предметах, которые со временем покрываются темным налетом.

Это происходит вследствие, вступления в химическую реакцию с серебром, соединений серы, которые находятся в воздухе, и сульфид серебра, образующийся при этой реакции, откладывается на верхнем слое серебряных предметов.

[blockquote_note]Еще один пример такого вида коррозии – окалина, возникающая на железе, когда оно нагрето в воздухе. [/blockquote_note]Это воздействие мы можем видеть во время ковки или прокатки. При этих процессах, возникают тонкие пленки или окислы, которыми покрываются металлы.

Совет

Эти тонкие, но прочные пленки взаимодействуют с металлом, на котором они образуются, и предохраняют его от воздействия коррозии. При этом на некоторых других металлах корка возникает не такая прочная, и коррозия проходит внутрь металла.

В наше время существует много способов увеличения действия защиты окисного слоя, они связаны внешней обработкой материалов.

2. Электрохимическая коррозия. Это — наиболее распространенный и вредоносный вид коррозии. Такая коррозия опасна и непредсказуема. Она может возникнуть в одном куске металла, который состоит из различных соединений. При этом на поверхности материала возникают различные гальванические структуры, а вода от дождя, росы, пара является электролитом.

[blockquote_fact]Для возникновения коррозии благоприятны изменения температуры, так как они способствуют образованию влаги. Из-за резкой смены ночных и дневных температур опасность возникновения коррозии особенно велика в странах с субтропическим климатом.

[/blockquote_fact]Еще одним фактором возникновения коррозии является сильное загрязнение окружающей среды пылью и газами, особенно в местах скопления промышленных объектов.

В случае, когда коррозия проходит постепенно, ее еще можно контролировать, но она крайне опасна при локализации в частях деталей или материалов и здесь можно говорить о сквозной коррозии, возникающей в растворах, включающих в себя различные хлориды.

Возникает коррозия также под влиянием различных механических нагрузок, разрушая металл под действием напряжения. В этом случае на поверхности изделий образуются трещины, уходящие далее в тело материала. Этому виду коррозии подвержены многие металлы и сплавы, находящиеся в различных средах.

Защита от коррозии.

Для предотвращения коррозии или уменьшения ее действия необходимы огромные усилия и финансовые вложения. Одним из способов защиты является покрытие металлических изделий лакокрасочными материалами.

[blockquote_note]Очевидно – лаки и краски защищают металл от воздействия окружающей среды и других металлов, но это средство не долговечно, так как краска постепенно уничтожается, что требует нового покрытия. [/blockquote_note]Но пока это – один из самых распространенных способов защиты огнезащита металлических конструкций от коррозии. Существуют еще несколько методов защиты.

Например, погружение изделия в расплав металла, когда на поверхности изделия образуется защитная пленка. Этот метод включает в себя плакирование, металлизацию и некоторые другие.

Гальванический способ защиты металлов также имеет широкое распространение. С помощью этого процесса многие предметы, изделия и механизмы эффективно защищаются от воздействия коррозии. Некоторые детали автомобиля, серебряная посуда и многое другое обрабатывается гальваническим способом.

Коррозия металлических материалов наносит значительный урон промышленности, требует огромных затрат на ее предупреждение и устранение. Но различные методы борьбы с коррозией, изложенные выше, помогают защитить и по возможности предупредить последствия этого разрушительного явления.

Источник: http://MixedNews.ru/archives/17583

Коррозия металла и способы ее устранения

Коррозия металла (ржавление, ржа) – самопроизвольное разрушение металлов и сплавов в следствии химического, электрохимического и/или физико-химического взаимодействия их с окружающей средой. Причиной коррозии служит термодинамическая неустойчивость конструкционных материалов к воздействию веществ, находящихся в контактирующей с ними среде.

Процессы коррозии металла отличаются широким распространением и разнообразием условий и сред, в которых они протекают. В связи с чем, в настоящее время не существует всеобъемлющей классификации коррозии.

Обратите внимание

Между тем, коррозию часто классифицируют по типу агрессивных сред, в которых протекает процесс разрушения, по условиям протекания коррозионного процесса, по характеру разрушения, по механизму протекания процесса разрушения металла и т.д.

Поскольку коррозия металла влечет за собой убытки, то проблемы, связанные с ее ликвидацией, являются одними из первостепенных в производстве, промышленности, эксплуатации и т.д.

Устранение коррозии

Для борьбы с коррозией используется правильная подготовка поверхности для защиты от коррозии (обеспечивается 80% защита), многое зависит от используемых лакокрасочных материа­лов, а также способов их нанесения на металл (обеспечивается 20% защита). Самый производительный и эффективный метод подготовки поверхности перед дальнейшей защитой субстрата – абразивоструйная очистка.

Читайте также:  Краска для одежды: особенности и применение (+25 фото)

Существуют три основных метода защиты металла от коррозии: конструкционный, пассивный и активный.

При использовании конструкционных материалов применяют нержавеющие стали, кортеновские стали и цветные металлы. При проектировании металлических конструкций стараются максимально изолировать от попадания коррозионной среды, применяя клеи, герметики, резиновые прокладки.

Когда в качестве защиты от коррозии применяется нанесение какого-либо покрытия, которое препятствует образованию коррозионного элемента, то такой метод защиты от коррозии называют пассивным.

Активные методы борьбы с коррозией направлены на изменение структуры двойного электрического слоя: применяется наложение постоянного электрического поля с помощью источника постоянного тока. В других случая используется жертвенный анод, который разрушаясь, предохраняет защищаемое изделие от последующей коррозии.

Красочное покрытие, полимерное покрытие и эмалирование должны, прежде всего, предотвратить доступ кислорода и влаги. Часто также применяется покрытие, например, стали другими металлами (цинк, хром, олово, никель…). Используются для предотвращения коррозии такие методы и технологии как: газотермическое напыление, термодиффузионное цинковое покрытие, кадмирование, хромирование и т.д.

Примеры коррозии металла (фото)

По теме коррозии металла и способах борьбы с ней также читайте на HeatTreatment.ru:

Источник: https://HeatTreatment.ru/korroziya-metalla-i-sposoby-ee-ustraneniya.html

Коррозия металла — причины возникновения и методы защиты

Словосочетания «коррозия металла» заключает в себе намного больше, чем название популярной рок-группы.

Коррозия безвозвратно разрушает металл, превращая его в труху: из всего, произведенного в мире железа, 10% полностью разрушится в этот же год.

Ситуация с российским металлом выглядит примерно так — весь металл, выплавленный за год в каждой шестой доменной печи нашей страны, становится ржавой трухой еще до конца года.

Выражение «обходится в копеечку» в отношении коррозии металла более чем верно — ежегодный ущерб, приносимый коррозией, составляет не менее 4% годового дохода любой развитой страны, а в России сумма ущерба исчисляется десятизначной цифрой. Так что же вызывает коррозийные процессы металлов и как с ними бороться?

Что такое коррозия металлов

Разрушение металлов в результате электрохимического (растворение во влагосодержащей воздушной или водной среде — электролите) или химического (образование соединений металлов с химическими агентами высокой агрессии) взаимодействия с внешней средой. Коррозийный процесс в металлах может развиться лишь в некоторых участках поверхности (местная коррозия), охватить всю поверхность (равномерная коррозия), или же разрушать металл по границам зерен (межкристаллитная коррозия).

Металл под воздействием кислорода и воды становится рыхлым светло-коричневым порошком, больше известным как ржавчина (Fе2O3·H2О).

Химическая коррозия

Важно

Этот процесс происходит в средах, не являющихся проводниками электрического тока (сухие газы, органические жидкости — нефтепродукты, спирты и др.), причем интенсивность коррозии возрастает с повышением температуры — в результате на поверхности металлов образуется оксидная пленка.

Химической коррозии подвержены абсолютно все металлы — и черные, и цветные. Активные цветные металлы (например — алюминий) под воздействием коррозии покрываются оксидной пленкой, препятствующей глубокому окислению и защищающей металл.

А такой мало активный металл, как медь, под воздействием влаги воздуха приобретает зеленоватый налет — патину.

Причем оксидная пленка защищает металл от коррозии не во всех случаях — только если кристаллохимическая структура образовавшейся пленки сообразна строению металла, в противном случае — пленка ничем не поможет.

Сплавы подвержены другому типу коррозии: некоторые элементы сплавов не окисляются, а восстанавливаются (например, в сочетании высокой температуры и давления в сталях происходит восстановление водородом карбидов), при этом сплавы полностью утрачивают необходимые характеристики.

Электрохимическая коррозия

Процесс электрохимической коррозии не нуждается в обязательном погружении металла в электролит — достаточно тонкой электролитической пленки на его поверхности (часто электролитические растворы пропитывают среду, окружающую металл (бетон, почву и т.д.)).

Наиболее распространенной причиной электрохимической коррозии является повсеместное применение бытовой и технической солей (хлориды натрия и калия) для устранения льда и снега на дорогах в зимний период — особенно страдают автомашины и подземные коммуникации (по статистике, ежегодные потери в США от использования солей в зимний период составляют 2,5 млрд. долларов).

Происходит следующее: металлы (сплавы) утрачивают часть атомов (они переходят в электролитический раствор в виде ионов), электроны, замещающие утраченные атомы, заряжают металл отрицательным зарядом, в то время как электролит имеет положительный заряд. Образуется гальваническая пара: металл разрушается, постепенно все его частицы становятся частью раствора.

Электрохимическую коррозию могут вызывать блуждающие токи, возникающие при утечке из электрической цепи части тока в водные растворы или в почву и оттуда — в конструкции из металла. В тех местах, где блуждающие токи выходят из металлоконструкций обратно в воду или в почву, происходит разрушение металлов.

Особенно часто блуждающие токи возникают в местах движения наземного электротранспорта (например, трамваев и ж/д локомотивов на электрической тяге). Всего за год блуждающие токи силой в 1А способны растворить железа — 9,1 кг, цинка — 10,7 кг, свинца — 33,4 кг.

Другие причины коррозии металла

Совет

Развитию коррозийных процессов способствуют радиация, продукты жизнедеятельности микроорганизмов и бактерий. Коррозия, вызываемая морскими микроорганизмами, наносит ущерб днищам морских судов, а коррозийные процессы, вызванные бактериями, даже имеют собственное название — биокоррозия.

Совокупность воздействия механических напряжений и внешней среды многократно ускоряет коррозию металлов — снижается их термоустойчивость, повреждаются поверхностные оксидные пленки, а в тех местах, где появляются неоднородности и трещины, активируется электрохимическая коррозия.

Меры защиты металлов от коррозии

Неизбежными последствиями технического прогресса является загрязнение нашей среды обитания — процесс, ускоряющий коррозию металлов, поскольку внешняя окружающая среда проявляет к ним все большую агрессию. Каких-либо способов полностью исключить коррозийное разрушение металлов не существует, все, что можно сделать, это максимально замедлить этот процесс.

Для минимизации разрушения металлов можно сделать следующее: снизить агрессию среды, окружающей металлическое изделие; повысить устойчивость металла к коррозии; исключить взаимодействие между металлом и веществами из внешней среды, проявляющими агрессию.

Человечеством за тысячи лет испробованы многие способы защиты металлических изделий от химической коррозии, некоторые из них применяются по сей день: покрытие жиром или маслом, другими металлами, коррозирующими в меньшей степени (самый древний метод, которому уже более 2 тыс. лет — лужение (покрытие оловом)).

Антикоррозийная защита неметаллическими покрытиями

Неметаллические покрытия — краски (алкидные, масляные и эмали), лаки (синтетические, битумные и дегтевые) и полимеры образуют защитную пленку на поверхности металлов, исключающую (при своей целостности) контакт с внешней средой и влагой.

Применение красок и лаков выгодно тем, что наносить эти защитные покрытия можно непосредственно на монтажной и строительной площадке.

Методы нанесения лакокрасочных материалов просты и поддаются механизации, восстановить поврежденные покрытия можно «на месте» — во время эксплуатации, эти материалы имеют сравнительно низкую стоимость и их расход на единицу площади невелик.

Обратите внимание

Однако их эффективность зависит от соблюдения нескольких условий: соответствие климатическим условиям, в которых будет эксплуатироваться металлическая конструкция; необходимость применения исключительно качественных лакокрасочных материалов; неукоснительное следование технологии нанесения на металлические поверхности.

Лакокрасочные материалы лучше всего наносить несколькими слоями — их количество обеспечит лучшую защиту от атмосферного воздействия на металлическую поверхность.

В роли защитных покрытий от коррозии могут выступать полимеры — эпоксидные смолы и полистирол, поливинилхлорид и полиэтилен. В строительных работах закладные детали из железобетона покрываются обмазками из смеси цемента и перхлорвинила, цемента и полистирола.

Защита железа от коррозии покрытиями из других металлов

Существует два типа металлических покрытий-ингибиторов — протекторные (покрытия цинком, алюминием и кадмием) и коррозионностойкие (покрытия серебром, медью, никелем, хромом и свинцом).

Ингибиторы наносятся химическим способом: первая группа металлов имеет большую электроотрицательность по отношению к железу, вторая — большую электроположительность.

Наибольшее распространение в нашем обиходе получили металлические покрытия железа оловом (белая жесть, из нее производят консервные банки) и цинком (оцинкованное железо — кровельное покрытие), получаемые путем протягивания листового железа через расплав одного из этих металлов.

Часто цинкованию подвергаются чугунная и стальная арматура, а также водопроводные трубы — эта операция существенно повышает их стойкость к коррозии, но только в холодной воде (при проводе горячей воды оцинкованные трубы изнашиваются быстрее неоцинкованных).

Несмотря на эффективность цинкования, оно не дает идеальной защиты — цинковое покрытие часто содержит трещины, для устранения которых требуется предварительное никелерование металлических поверхностей (покрытие никелем). Цинковые покрытия не позволяют наносить на них лакокрасочные материалы — нет устойчивого покрытия.Лучшее решение для антикоррозийной защиты — алюминиевое покрытие.

Этот металл имеет меньший удельный вес, а значит — меньше расходуется, алюминированные поверхности можно окрашивать и слой лакокрасочного покрытия будет устойчив. Кроме того, алюминиевое покрытие по сравнению с оцинкованным покрытием обладает большей стойкостью в агрессивных средах.

Важно

Алюминирование слабо распространено из-за сложности нанесения этого покрытия на металлический лист — алюминий в расплавленном состоянии проявляет высокую агрессию к другим металлам (по этой причине расплав алюминия нельзя содержать в стальной ванне).

Возможно, эта проблема будет полностью решена в самое ближайшее время — оригинальный способ выполнения алюминирования найден российскими учеными. Суть разработки заключается в том, чтобы не погружать стальной лист в расплав алюминия, а поднять жидкий алюминий к стальному листу.

Повышение коррозийной стойкости путем добавления в стальные сплавы легирующих добавок

Введение в стальной сплав хрома, титана, марганца, никеля и меди позволяет получить легированную сталь с высокими антикоррозийными свойствами. Особенную стойкость стальному сплаву придает большая доля хрома, благодаря которому на поверхности конструкций образуется оксидная пленка большой плотности.

Введение в состав низколегированных и углеродистых сталей меди (от 0,2% до 0,5%) позволяет повысить их коррозийную устойчивость в 1,5-2 раза.

Легирующие добавки вводятся в состав стали с соблюдением правила Таммана: высокая коррозийная устойчивость достигается, когда на восемь атомов железа приходится один атом легирующего металла.

Меры противодействия электрохимической коррозии

Для ее снижения необходимо понизить коррозийную активность среды посредством введения неметаллических ингибиторов и уменьшить количество компонентов, способных начать электрохимическую реакцию. Таким способом будет понижение кислотности почв и водных растворов, контактирующих с металлами.

Для снижения коррозии железа (его сплавов), а также латуни, меди, свинца и цинка из водных растворов необходимо удалить диоксид углерода и кислород. В электроэнергетической отрасли проводится удаление из воды хлоридов, способных повлиять на локальную коррозию.

С помощью известкования почвы можно снизить ее кислотность.

Защита от блуждающих токов

Снизить электрокоррозию подземных коммуникаций и заглубленных металлоконструкций возможно при соблюдении нескольких правил:

  •     участок конструкции, служащий источником блуждающего тока, необходимо соединить металлическим проводником с рельсом трамвайной дороги;

  •     трассы теплосетей должны размещаться на максимальном удалении от рельсовых дорог, по которым передвигается электротранспорт, свести к минимуму число их пересечений;

  •     применение электроизоляционных трубных опор для повышения переходного сопротивления между грунтом и трубопроводами;

  •     на вводах к объектам (потенциальным источникам блуждающих токов) необходима установка изолирующих фланцев;

  •     на фланцевой арматуре и сальниковых компенсаторах устанавливать токопроводящие продольные перемычки — для наращивания продольной электропроводимости на защищаемом отрезке трубопроводов;

  •     чтобы выровнять потенциалы трубопроводов, расположенных параллельно, необходимо установить поперечные электроперемычки на смежных участках.

Защита металлических объектов, снабженных изоляцией, а также стальных конструкций небольшого размера выполняется с помощью протектора, выполняющего функцию анода.

Материалом для протектора служит один из активных металлов (цинк, магний, алюминий и их сплавы) — он принимает на себя большую часть электрохимической коррозии, разрушаясь и сохраняя главную конструкцию.

Один анод из магния, к примеру, обеспечивает защиту 8 км трубопровода.

Источник: http://oldmix.net/stati-i-obzory/item/284-korroziya-metalla-prichiny-vozniknoveniya-i-metody-zashchity

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector